Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Сбербанк незаконно берёт комиссию за снятие наличных с кредиток

Фото: © РИА Новости/Наталья Селиверстова

Post cover

Договор на кредитную карту Сбербанка ущемляет права потребителей, поскольку предусматривает комиссию за снятие наличных в банкоматах. Это установил Роспотребнадзор и подтвердил суд в Забайкальском крае1. Поводом стала история жительницы Читы, которая сняла деньги с кредитки и заплатила комиссию в четыре раза больше снятой суммы. Как это получилось и на каких нормах основывался суд — расскажем ниже. На комиссии по кредиткам зелёный банк может зарабатывать не меньше пяти миллиардов ежегодно. Если Роспотребнадзор выступит с коллективным иском и по всей стране разом запретит комиссию, Сбербанк рискует потерять эти миллиарды.

Эта история началась в ноябре 2016-го. Елена Валентиновна2 оформила кредитку Сбера с лимитом в 120 тысяч. До поры до времени она спокойно пользовалась пластиком, пока в феврале 2017-го ей срочно не понадобились наличные. Под рукой не оказалось другой карты, и Елена вынуждена была снять всего-то 100 рублей со своей кредитки. За эту операцию с неё взяли конскую комиссию в 390 рублей. Почти вчетверо больше.

Фото: © РИА Новости / Михаил Воскресенский

Возмутившись таким соотношением цифр, женщина написала заявление в Роспотребнадзор. Инспектор нашёл положения договора, которые касаются комиссии, ущемляющими права потребителя. Перефразируя, Сбербанк поставил собственные правила обслуживания карт выше требований федерального закона.

Вооружившись этим актом, инспектор пошёл в арбитражный суд Забайкальского края и по административной статье 14.8 оштрафовал Сбербанк на 20 тысяч. Суд согласился, что брать с клиента ещё и комиссию, когда он снимает наличку по кредиту, незаконно. Банк решение первой инстанции оспорил, но проиграл. Апелляционная инстанция осталась на стороне Роспотребнадзора и Елены. Читинский четвёртый апелляционный суд признал незаконными 8-й и 16-й пункты тарифа на обслуживание кредитных карт линейки Visa и MasterCard.

Упомянутые пункты устанавливают комиссию в 3% за снятие нала с кредитки в "родных" банкоматах и 4% — в чужих. При этом комиссия не может быть меньше 390 рублей. Отдельно они регулируют комиссию за "экстренную выдачу наличных", например, в другой стране, когда клиент потерял карту. Тут она равна минимум шести тысячам рублей.

Рассказываем, какой логикой руководствовался суд, когда принимал решение.

Фото: © РИА Новости / Максим Богодвид

Когда клиент оформляет карту, ему по факту открывают кредитную линию: трать, уважаемый клиент, сколько душе угодно, но в пределах установленного лимита. Банк зарабатывает на обслуживании карты и взимании процентов, если клиент не вовремя вносит платежи.

Основа кредитного договора — собственно предоставление заёмных средств. Это и есть основная и единственная услуга, которую банк предоставляет клиенту. Действия, требуемые от клиента, чтобы до этих средств "добраться", должен оплачивать сам банк, считает суд.

copyright

О потребительском кредите"

">

Читинский судья напомнил юристам Сбера про закон "О потребительском кредите"

должны быть для клиента бесплатными. (п. 17 ст. 5).

">

По нему, все операции по кредитному счёту (включая выдачу и внесение налички) должны быть для клиента бесплатными. (п. 17 ст. 5).

content

Затраты на операции по выводу налички уже должны быть включены в процентную ставку по кредиту, посчитал суд. Тут же выходит, что одну услугу невозможно получить без оплаты другой. Пока не заплатил комиссию, ты до кредитных средств (в виде наличных) не доберёшься.

В 2017-м у Сбербанка было 13,5 млн активных кредитных карт. Если предположить, что хотя бы половина клиентов раз в год да снимала наличные с кредитки и платила за это минимально установленные 390 рублей, выручка банка на этой нехитрой операции составила бы 5,3 миллиарда рублей.

Мы спросили у главы общества защиты прав потребителей "Потребнадзор" Александра Виноградова, как он оценивает ситуацию.

— Похожая ситуация была году в 2012-м с банком "Русский стандарт". Герман Греф (глава Сбербанка. — Прим. Лайфа) берёт в руки инструменты, которые были запрещены на территории страны. Роспотребнадзор по закону обязан выйти в суд с иском от неопределённого круга лиц, чтобы поменять договор со Сбербанком, — считает Виноградов. — И потребовать возместить убытки неопределённому кругу лиц. Срок давности по такому иску — три года. Здесь должен и ЦБ отреагировать. Выпустить [соответствующий] приказ, например.

Виноградов рассказал, что следует сделать клиенту, если он считает, что комиссию взяли незаконно.

В Сбербанке говорят, что комиссия берётся законно.

— В силу положений ч.1 статьи 29 "Закона о банках и банковской деятельности", комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно правовой позиции Конституционного суда, само по себе требование об уплате комиссии за выдачу наличных денежных средств со счёта гражданина ещё не свидетельствует о том, что он лишён возможности распоряжения денежными средствами; клиент может оставить эти денежные средства на счёте для дальнейшего их использования, в том числе в безналичных расчётах. На основе данной позиции Конституционного суда сложилась положительная для банков судебная практика, и судебные акты, принятые в защиту прав потребителя по делу № А78-15701/2017, по нашему мнению, следует рассматривать как частный случай, — рассказали Лайфу в пресс-службе банка.

______________

1. Дело № А78-15701/2017 Четвёртого арбитражного апелляционного суда Читы.

2. Имя изменено во исполнение закона № 152-ФЗ "О персональных данных". У редакции есть полное ФИО клиентки и номер договора.

Павел Кочегаров

Выбор редакции

Loading...
закрыть