Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Потоп в узком кругу. Почему иркутские власти допустили наводнение

Post cover

Вред, нанесённый смертоносным наводнением в Иркутской области, кратно приумножился из-за давних структурных проблем в управлении регионом. Самые подходящие слова, чтобы описать их, — интриги и некомпетентность. Уже на фоне бедствия началась неприкрытая грызня между местными политиками. Для Иркутского губернатора Сергея Левченко это, похоже, может стать концом карьеры. Для его первого зама Руслана Болотова — возможно, звёздным часом. И помешать Болотову может одно — тот факт, что он напрямую причастен к строительству той самой дамбы, которая оказалась ниже критического уровня воды и стала одной из причин катастрофы...

Масштабы и причины трагедии

20 человек погибли, восемь пропали без вести, 221 госпитализирован — это самая свежая сводка ТАСС из зоны наводнения в Иркутской области. Причины бедствия и его масштабы смотрите в инфографике Лайфа.

Прокуратура тем временем выявила нарушения в работе местного самоуправления и областного органа МЧС РФ. Похоже, скоро полетят головы чиновников. И претендентов хватает.

Почему дамбу построили такой низкой

Дамбу высотой 11,8 метра смыло 14–15-метровой волной с реки Ия. Здесь обычно добавляют: "Каприз природы, такого потопа не было никогда!" Но на видео ниже — работающий в штатном режиме железнодорожный мост, построенный ещё в 1910 году при императоре Николае II. Его высота 20 метров. Сегодня это самое сухое место в Тулуне. Больше ста лет назад, проектируя мост, российские инженеры, кажется, заглянули в будущее.

Иркутская губерния часто страдала от разрушительных потопов. И в XVIII, и в XIX веке. Став Иркутской областью, она не перестала тонуть. Старожилы Тулуна вспоминают наводнение 1984 года, когда Ия поднималась, по их прикидкам, на 1013 метров. Паводки ниже десяти метров наблюдались недавно — в 2006 году. А в 2008-м водную проблему вроде как окончательно решили. ЗАО "Шелеховское специализированное предприятие ремонта зданий и сооружений" возвело ту самую дамбу и взяло за свои услуги с государства 52 миллиона рублей.

— Я думаю, выполнение всех этих гидротехнических работ позволит исключить на 100 лет, не меньше, паводки в Тулуне,горячился тогда гендиректор Николай Болотов, ныне покойный. Такой масштабный проект не могли ввести в эксплуатацию без разрешения Минстроя Иркутской области, который возглавлял его сын Руслан Болотов. Сейчас он первый замгубернатора, председатель правительства и Комиссии по ЧС Иркутской области.

Фото © ТАСС / Шипицин Кирилл

Меж тем дамба была сделана халтурно и эксплуатировалась не лучше — это в 2012 году установил Тулунский горсуд. Среди найденных нарушений — отсутствие мер по обеспечению технической исправности, неквалифицированный персонал, отсутствие задвижек и аварийные затворы. Ответчиками по делу проходили мэрия Тулуна и компания — эксплуатант дамбы.

Впрочем, в предгорье Восточного Саяна затопило 31 населённый пункт, а не один город Тулун. Вопрос: почему не слышно ни о каких других дамбах, неужели одной, пусть даже 20-метровой, достаточно? Регион оказался не готов к горному сходу семи рек. Вот, например, в каких условиях проходили эвакуация и доставка гуманитарной помощи.

Не выдержали напора воды 13 автомобильных мостов и семь местных дорог. Даже федеральная трасса "Сибирь" была размыта в двух местах и парализована на время. Если бы она шла не через затопленные города по низине, а в обход, этого бы не произошло. Разговоры про необходимость строительства таких обходов ходят уже десятки лет, но никуда не привели до сих пор. Не всё в порядке в Иркутской области и с метеостанциями. Их число сокращается, их не хватает. Меж тем для такого сложного региона с нестабильным климатом точность прогнозов жизненно необходима.

Междоусобные разборки на фоне трагедии

В паблике "Подслушано Тулун" во "ВКонтакте" идёт горячий холивар. Есть группа аккаунтов, готовая до последнего отстаивать версию о том, что местные жители сами виноваты: не хотели уходить из зоны бедствия, а оповещены о грядущем наводнении и эвакуированы они были вовремя.

Почти все сторонники этой версии очень напоминают скорее профессиональных троллей. По другую сторону баррикад — аккаунты, очень похожие на местных жителей. Они возмущены и высказывают прямо противоположное мнение. Не предупреждали, например, Красноозёрск...

Рассказывается в жарких спорах и о том, что администрация Тулуна тянула с эвакуацией, до последнего призывая сохранять спокойствие.

Что МЧС сработало плохо, пишут многие федеральные СМИ. Подлил масла в огонь губернатор Иркутской области Сергей Левченко.

— Экстренные службы не предупредили областные и городские власти о повышении уровня воды в реках, — заявил он. МЧС опровергает слова иркутского губернатора.

Сергей Левченко (третий слева в верхнем углу). Фото © usolie-citi.ru

"Красного" губернатора Левченко потоп застал, по информации ряда источников, в Москве на банкете в честь 75-летия Геннадия Зюганова. В зону бедствия он прибыл только 29-го числа — за несколько часов до президента Владимира Путина.

Губернатор Сергей Левченко и его первый заместитель Руслан Болотов. Фото © Открытое Правительство Иркутской области

Интернет наводнили компрометирующие губернатора статьи. Пока героем выглядит Руслан Болотов, член партии "Единая Россия". Он вообще сейчас на первых ролях. Раздаёт интервью, решает вопросы компенсаций, цен, гуманитарной помощи.

Что мы имеем по итогу: и власти, и структуры МЧС отреагировали на паводок нелучшим образом. Дамба была сделана с нарушениями и в условиях, очень напоминающих коррупцию. Синоптики в принципе не имели возможности точно предсказать время и масштабы возможного бедствия. Дороги проходили по низине, и их смыло в первую очередь. Остался сухим лишь высокий 20-метровый мост, который построен ещё при царе.

Выбор редакции

Loading...