Русская привилегия. О человеке, который придумал телевидение
Первая в мире телепередача выглядела как решётка из четырёх светлых полос на тёмном фоне. И показали её в лаборатории Петербургского технологического института.
Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia.org, © Pixabay
Как хорошо, что Зворыкин уехал
И телевиденье там изобрёл.
Если бы он из страны не уехал,
Он бы, как все, на Голгофу взошёл
— Булат Окуджава
1907 год. Только что закончилась Первая русская революция. Николай II распускает Вторую думу и одновременно нарушает основные государственные законы — меняет избирательные правила, не спрашивая согласия этой самой думы. Революционеры ущемлены. Забастовок становится меньше. В это время в центре событий — в Петрограде — увлечённо проводит опыты 38-летний профессор Санкт-Петербургского практического технологического института, основанного, кстати, императором Николаем I. Профессора звали Борисом Львовичем Розингом. Он был потомком голландского мастера Петера Розинга, которого при Петре Великом пригласили работать в Россию. Так вот, 25 июля Борис Львович подаёт в патентное ведомство заявку на изобретение — "Способ электрической передачи изображений на расстояние".
Фото © ИД "Двина"
Что же именно он придумал? Тут надо заранее объяснить, что одновременно с Розингом над созданием телевидения трудились и другие люди, но у них был свой способ передавать и получать картинку — механический. В их приборах имелось движущееся устройство, оно сканировало изображение, а потом его воспроизводило. Самым популярным вариантом был диск Нипкова. Это и есть та самая замечательная штука, из-за которой наши с вами бабушки и дедушки упорно продолжали стучать рукой по телевизору, когда он плохо показывал. Даже если телевизоры были уже более современные и без всякого Нипкова. Дело в том, что с Нипковым если стукнешь, то лучше крутится. Это был диск с отверстиями, через них шёл свет от объектива, а в объективе, к примеру, изображение цветка. Если диск стоит на месте, то через отверстия видно всего несколько светящихся точек. Но, если это дело очень-очень быстро вращать, через отверстия успевают проникнуть точки из всех частей объектива, все эти точки сливаются — и получается целый цветок. Придумал немецкий изобретатель Пауль Нипков.
Идея, конечно, замечательная, но в ней были кое-какие недостатки. И дело даже не в необходимости иной раз треснуть хорошенько по ящику. Дело в том, что картинка мерцает, несколько искажается и получается небольшой по размеру.
Розинг решил сделать всё по-другому. Вместо дисков и прочего — поместить в телевизор электронно-лучевую трубку, в которой постоянно идут лучи электронов. Идут они из специальной пушки под названием "катод" прямо на экран, а он как раз покрыт особым веществом, люминесцентным, и под такими яростными потоками частиц экран начинает светиться. Мы, кстати, уже писали, как это работает. А чтобы эти лучи создавали полноценное изображение, ими надо было управлять, и Розинг придумал: установил рядом специальные катушки, в них подаётся ток, он создаёт магнитное поле, которое и отклоняет луч в нужном направлении. А направление такое: горизонтально слева направо и потом по диагонали влево на следующую строку, опять слева направо и так далее. Это называется строчной развёрткой. А телевидение, которое изобрёл Розинг, зовётся электронным. Именно такое у нас с вами сейчас.
Ход луча электронно-лучевой трубки в строчной развёртке. Фото © Wikipedia
В общем, через три года в патентном бюро наконец "въехали" во все эти хитрости, поняли, что это действительно уникально, и дали Розингу "привилегию" за номером 18076. Так раньше патенты называли. А чуть позже — в знаменательный день 9 мая 1911 года — в лаборатории технологического института изобретатель показал своё чудо: на маленьком экранчике появилось изображение решётки из четырёх полос. Во время того опыта Розингу ассистировал его талантливый ученик — Владимир Зворыкин.
Да… Розингу тоже предлагали "заграницу". И США, и другие страны уговаривали. Но он сказал:
Я русский человек и мозг свой иностранцам продавать не собираюсь
Я русский человек и мозг свой иностранцам продавать не собираюсь
Борис Розинг
У Владимира Козьмича Зворыкина, к слову, получилось так: через год после этой первой в мире телевизионной передачи он поехал в Париж учиться в Коллеж де Франс, которым руководил знаменитый физик Поль Ланжевен. В Первую мировую служил в Гродно, в Петрограде, от гражданской бежал, в Екатеринбурге его едва не расстреляли, помогли подоспевшие войска Колчака. А в 1919 году поехал в Нью-Йорк в командировку. И тут адмирал Колчак потерпел крах. Зворыкин решил просто не возвращаться. Его позвали в компанию "Вестингауз", позже он познакомился ещё с одним эмигрантом — Давидом Сарновым — и примкнул к нему в его Radio Corporation of America. Запатентовал в 1928 году иконоскоп — передающую трубку, работавшую по принципу электронно-лучевой. Вошёл в историю.
Фото © Wikipedia.org
Борису Львовичу в 1917 году пришлось уехать в Краснодар. Он открыл там отделение Политехнического института, где и проработал практически всю оставшуюся жизнь. В 1930-м попал в немилость ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление). Было такое "дело академиков". 115 учёных расстреляли или сжили со света за "контрреволюционное прошлое". К Розингу прицепились за то, что помог деньгами коллеге, который оказался в бедственном положении. А коллега — бывший царский офицер и тому подобное. Розинга сослали в Архангельскую область, в город Котлас, он там работал на лесопильном заводе и снимал койко-место в квартире, где был одним из тринадцати жильцов. Семья присылала еду, какие-то деньги. По вечерам читал лекции рабочим. Просто так. Потом друзья и родные выбили для него место лаборанта в Архангельском лесотехническом институте. Он там начал разрабатывать прибор, который помогает слепым ориентироваться, и кардиограф для больницы. Знакомый учёный носил ему еду в небольших бидонах. До наших дней долетел рассказ, что за два дня до смерти он ехал с таким бидоном в трамвае и нечаянно облил супом женщину. Она осыпала его оскорблениями. Розинг извинялся, пытался очистить одежду. Вернувшись домой, он лёг на кровать, отвернулся к стене и больше не поднялся. Упоминается, что всё время он повторял: "Господи, господи, за что?"