В Ингушетии проверят продукты в магазинах и ресторанах на халяльность
Ингушский Центр стандартизации "Халяль" собирается проводить рейды с Роспотребнадзором и проверять продукцию на соответствие шариату.
В Ингушетии создана организация, которая будет проверять продукты питания на соответствие шариату.
По желанию предпринимателей, Центр стандартизации «Халяль» консультирует изготовителей продукции и при отсутствии нареканий выдает соответствующий сертификат.
В скором времени центр планирует проводить рейды совместно с Роспотребнадзором и штрафовать недобросовестных производителей, которые используют религиозные термины исключительно в корыстных целях. Химические добавки и алкоголь - это только минимальный перечень тех добавок, которых в халяльных продуктах быть категорически не должно.
Согласно шариату мусульманам запрещено есть свинину, а забой других животных должен сопровождаться определенным ритуалом. Если все необходимые требования производства и хранения соблюдаются, то продукция сопровождается пометкой «халяль».
Однако в большинстве случаев покупателям приходится верить производителям на слово. Соответствующие сертификаты на свою продукцию имеют пока только единицы, а вот в названиях и рекламе слово «халяль» в Ингушетии используют более чем активно.
- У нас вкусно: мы готовим соус, плов, лагман, котлеты, гуляш. Еда у нас бывает и гамбургеры тоже. У нас все халяль одним словом. Сертификата у нас пока нет, мы недавно открылись, - уверяют в местном кафе.
Таких кафе, как «Ислам-бургер» в Ингушетии в последнее время открылось множество. Каждое название говорит само за себя - в кухне используют только «чистое мясо», без использования искусственных добавок. Приставки «ислам» и «халяль» можно увидеть и на вывесках мясных магазинов, а также аптек и магазинов косметики.
Несколько предпринимателей уже обратились в Центр стандартизации за сертификатом халяльности. Однако многие по-прежнему работают на честном слове. Представителей ни одного халяльного бистро в Центре пока не видели, но, тем не менее, вопросов к ним немало.
- Бренд «Халяль» сегодня стал моден среди производителей: это и кафе, и рестораны, и магазины. Тот, кто открывает место, старается как-то отметить в своей вывеске, что это халяль, потому что это привлекает клиентов, - рассказал директор Центра стандартизации «Халяль» Магомед Хаштыров. - И было бы хорошо, если бы они старались, чтобы у них и производство и продажа соответствовали этой вывеске. Но очень много людей, которые просто вывешивают эту вывеску и не придают значения изучению этого направления.
Идея создания Центра стандартизации «Халяль» возникала в республике несколько лет назад. Тогда предприниматели в Ингушетии начали активно обсуждать развитие отрасли халяльного производства. При содействии муфтията в Москве уже был создан Центр международной стандартизации «Халяль». Посоветовавшись с более опытными столичными коллегами, представители духовенства в Ингушетии создали подобную организацию, работающую по установленным стандартам.
Сейчас к местным производителям нареканий к соблюдению канонов ислама практически нет. А вот с привозной продукцией дело обстоит сложнее. В специализированных магазинах к этому отношение строгое – колбасы и полуфабрикаты только местного производства либо проверенных партнеров, имеющих сертификат халяльности.
- То, что не запрещено исламом - это халяль, если запрещено - харам. Будь то мясо или конфеты, есть определенные добавки, которые мусульманин не может употреблять в пищу, - рассказал совладелец магазина «Халяль» - Мы стараемся контролировать, чтобы эти добавки не присутствовали в продукции.
Использовать в названиях магазинов и кафе слово «халяль» даже без соответствующего сертификата ни законом, ни религией не запрещено. Однако по информации Центра сертификации, из чего на самом деле готовят в кафе, в большинстве случаев остается загадкой.