Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Бандито-гангстерито. Как создавали мультики про капитана Врунгеля и Айболита

Мультфильмы про доктора Айболита, капитана Врунгеля и Остров сокровищ были созданы более 30 лет назад, сегодня они не только актуальны по тематике, интересна сама мультипликация. Лайф выяснил, как создавались легендарные советские мультики.

Post cover

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock, Кадр из мультфильма "Доктор Айболит"

40 лет лет назад на киностудии "Киевнаучфильм" была завершена работа над мультсериалом "Приключения капитана Врунгеля". А первая серия "Доктора Айболита" появилась 35 лет назад — в 1984 году. Через четыре года вышел культовый "Остров сокровищ". Режиссёром, сценаристом и художником этих мультфильмов был Давид Черкасский.

Фото © Wikipedia

Вдохновлённые "Монти Пайтон"

Давид Черкасский с детства мечтал стать мультипликатором. Ещё до Великой Отечественной войны отец Давида пытался приобщить его к искусству. Сначала в доме появилась скрипка.

— Все еврейские мальчики должны быть вундеркиндами, поэтому была скрипка, — шутил Черкасский в одном из своих интервью. — Я побренчал, мне не понравилось. Тогда папа отвёл меня в кинотеатр, где показывали "Похождения Мюнхгаузена". Я был в восторге.

Профессиональным художником Черкасский не был, по образованию он строитель. Как-то после института решил нарисовать дома картинки для мультика, а через несколько дней его друг рассказал, что по радио объявили: "На студии "Киевнаучфильм" открывается отделение анимационных фильмов". Давид Черкасский взял свои рисунки, показал их на студии, и его взяли на работу. При том что на его место претендовали опытные художники и мультипликаторы.

В команду Черкасский пригласил своих друзей из строительного института. В 1969 году сложился творческий тандем: Давид Черкасский и Радна Сахалтуев. Черкасский рисовал персонажей, а Сахалтуев их закрашивал.

Вдохновлялись мультипликаторы довоенными анимационными фильмами и сериалом "Монти Пайтон". Критики позже замечали, что персонажи "Врунгеля" и "Острова сокровищ" очень похожи на героев сериала. Черкасский от этого не отказывался, поскольку его мультики и сериал появлялись примерно в одно время — стилистика витала в воздухе.

Не рисунки, а марионетки

Обложка мультфильма "Приключения капитана Врунгеля" / "Кинопоиск"

Анимация в работах Черкасского — это не просто рисунки. Персонажи в "Докторе Айболите", "Приключениях капитана Врунгеля" и "Острове сокровищ" составлены из разрисованных кусочков бумаги, которые перемещались по стеклу. Технология называется "плоская марионетка".

Чтобы персонажи существовали не только в одной локации, могли использовать всё пространство экрана и места, куда их поместил режиссёр, Черкасский пользовался приёмом полной мультипликации, в которой по ходу сцены менялись не только движения персонажа, но и задний план. Трёхмерные "пролёты" имитировали панорамное изображение, как в художественном кино: один и тот же герой показывается то анфас, то в профиль, то со спины, а в следующем кадре мы видим картинку глазами Айболита через его очки и кончик носа.

"Айболит" был оперой

Кадр из мультфильма "Доктор Айболит". Фото © Wikipedia

В начале 80-х на студию "Киевнаучфильм" пришло распоряжение — сделать мультфильм по произведениям Корнея Чуковского. Давид Черкасский взялся за эту работу. Но изначально "Доктор Айболит" был большой оперой: все герои поют, а не разговаривают друг с другом. Но чиновники велели всё переделать, потому что дети могут не понять такого формата.

Черкасский в культовых мультиках использовал совмещение рисунков и "живых" съёмок. Он первым в советской анимации соединил в кадре видеозапись настоящего моря с нарисованным кораблём Врунгеля. А вокруг дерева доктора Айболита клубился настоящий дым. В "Острове сокровищ" анимационная картинка сменяется вставками с живыми актёрами и певцами.

— Мы вставляли видео, чтобы облегчить работу, — рассказывал режиссёр, — Раньше 10 минут мультфильма мы делали девять месяцев. Чтобы ускорить процесс, пришлось придумать этот приём. Не рисовать же воду. Это всё от лени.

Стиль Черкасского отличался ещё и рисованием звуков, как в комиксах: "бум", "бац", "упс". А некоторые персонажи "кочуют" из мультика в мультик: один из пиратов "Острова" похож на гангстера Джулико Бандитто из "Врунгеля", а пират Сильвер практически брат-близнец Фукса, только чуть укрупнённый.

Работали мультипликаторы, по словам режиссёра, примерно по такому графику: к 10 утра приходили на студию, в 14:00 шли играть в футбол часа на три, возвращались и работали до полуночи.

Сделать Айболита худым и высоким Черкасскому посоветовал московский поэт Валентин Берестов, который был лично знаком с Корнеем Чуковским. Ему показали первые эскизы Доктора, который был маленьким и полным, он рекомендовал его переделать.

Художник Радна Сахалтуев позже вспоминал, что во время съёмок "Айболита" из студии пропало несколько фигурок персонажей. Видимо, кто-то зашёл в кабинет, пока все были на перерыве, и взял несколько рисунков. Их пришлось быстро восстанавливать, поскольку сроки поджимали. Сейчас нам кажется, что 10 минут мультфильма можно сделать за полчаса, но великие мультики создавались годами. И мы восхищаемся ими спустя десятилетия, подпевая нарисованным Бармалею, Врунгелю или пиратам.

Наталия Хомякова
Наталия Хомякова

Выбор редакции

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Loading...
закрыть