Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Нулевой выброс? Так ли экологична яхта Греты Тунберг

Речь даже не о том, что самолёты, от которых экоактивистка торжественно отказалась, — это от силы 2% всех мировых выбросов углекислого газа. Разговор о том, что исключительно "зелёное" судно как-никак тоже результат производственных процессов.

Post cover

Фото © AP Photo / Craig Ruttle

Фото © AP Photo / Craig Ruttle

Итак, пусть не алые, но тоже эффектные паруса, а главное — "сбыча мечт" для девушки, которая желает всем добра. Новая Ассоль не стала ждать своего счастья на берегу, а сама отправилась, то есть поплыла к нему навстречу. На роскошной яхте, которая прославилась под псевдонимом "яхта Греты Тунберг".

Хотя, вообще-то, она, конечно, вовсе не принадлежит самоотверженной школьнице и настоящее имя судна — Malizia II. Малиция Вторая. Это в честь основателя княжеской династии Монако — и тоже псевдоним. Дело в том, что судно строили для Королевского яхт-клуба на Лазурном берегу. А вышеупомянутого героя на самом деле звали Франческо Гримальди, и он захватил крепость Монако, переодевшись монахом. То есть под рясой праведника был меч. И прозвали "монаха" La Malizia, на монегасском диалекте это значит "хитрец". Или, скажем, "хитрюга".

Но это было в конце XIII столетия, а мы давайте рассмотрим хитроумную затею века XXI. Начнём с 18-метрового корпуса. Он состоит из углепластика. Это такой полимерный материал, который делают из углеволокна — нитей из атомов углерода, их получают в печах и автоклавах, где исходные материалы нагревают, окисляют, насыщают углекислым газом.

Углепластик с точки зрения его производства более экологичен, чем, например, алюминий. Но это тоже выброс. И вот та самая яхта, на которой приплыла девочка Грета, безусловно, в этой яхте выбросов лежит приличное количество

Дмитрий Грушевенко, сотрудник ИнЭИ РАН

В данном случае сложные химические процессы происходили на французском заводе Multiplast. Вот их автоклав, к примеру. Это такая ёмкость, где создаётся высокое давление.

Фото © Multiplast

Автоклав горизонтальный — такие, как правило, работают на газовом обогреве. Если конкретно этот приводится в действие электродвигателем, остаётся вопрос, насколько "зелёным" способом добыто это электричество. И всё это нам надо не для того, чтобы обидеть компанию-производителя или разочаровать воодушевлённых поклонников всего милосердного к природе, а чтобы разобраться в том, что же такое экологичность.

Газ пришёл на производство, где был произведён углепластик, который импортировала и ввезла себе страна-производитель, и эта страна потребила тот товар, выбросы на который уже понесли другие страны

Дмитрий Грушевенко, сотрудник ИнЭИ РАН

Плывём дальше. Плывём строго под парусами, как и положено честным экоактивистам, но на всякий случай имеем на борту лодочный мотор с электроприводом. Об этом упомянули на сайте, посвящённом "Малиции". И особо подчеркнули, что включать двигатель во время такого ответственного путешествия — ни-ни. Просто пусть будет. Мало ли что, чрезвычайная ситуация и так далее. Указанная фирма-производитель для парусников до десяти тонн (а "Малиция" весит около восьми) предлагает вот такие моторы.

Фото © Torqeedo

Продолжаем путешествие и узнаём, что практически летим — на подводных "крыльях". Они имеются под днищем и нужны для устойчивости, когда яхта набирает скорость.

Опять же на сайте "Команда Малиции" указано, что для их создания использовали foils, то есть фольгу. Получается, что эти элементы — металлические. Стало быть, мы (в смысле мы, жители Земли) уже имеем дело с металлургией. Впрочем, в Российской академии отметили, что это ещё не говорит о прямо-таки вымазанном в саже производстве.

Это уже не тот чёрный дым из советских фильмов. В металлургии сейчас применяют разные фантастические технологии, это и плазменные печи, дуговые печи, есть такие, которые работают на электричестве

Дмитрий Грушевенко, сотрудник ИнЭИ РАН

Наконец, главная гордость "зелёной" яхты — альтернативные источники электрической энергии. Это два гидрогенератора — винты, которые вращаются от набегающего потока воды, они закреплены на корме с помощью кронштейнов.

Фото © AP Photo / Craig Ruttle

И, конечно, гибкие солнечные панели, собранные из кремниевых ячеек на полимерной основе.

Фото © Solbian

При производстве кремния там не бог весть какие объёмы парникового газа. В моём понимании солнечная панель — это не преступление против экологии, для меня это вопрос денег

Дмитрий Грушевенко, сотрудник ИнЭИ РАН

Кстати, о деньгах. По данным СМИ, яхта стоит более четырёх миллионов евро.

Это могут себе позволить продвинутые европейцы, американцы. А у нас, простите, большая часть населения — даже в том же Китае и в Индии, — не все ещё имеют элементарный доступ к электроэнергии

Дмитрий Грушевенко, сотрудник ИнЭИ РАН

Крупные компании скинулись и предоставили девочке Грете яхту. А кто скинется, чтобы сделать розетку для жителей африканских стран? Для Индии, отдалённых регионов Китая? Кто поможет нашим слаборазвитым регионам?

Дмитрий Грушевенко, сотрудник ИнЭИ РАН

В заключение — немного об авиаперелётах. По данным статистики, отказ от них мало что изменит в природе: от них идёт, по разным данным, лишь от 1,5% до 2% мировых выбросов углекислого газа. Если уж говорить насчёт транспорта, то Грете стоило бы отказаться от железных дорог и того же судоходства — на их совести куда больше чёрных, как сажа, пятен.

Другой вопрос — сброс неотработанного топлива. Не сбрасывать его нельзя, потому что существует понятие "максимальная посадочная масса", то есть слишком тяжёлый самолёт нельзя сажать — шасси могут не выдержать. С другой стороны, топлива надо в рейс брать с запасом на случай всевозможных непредвиденных ситуаций. Но опять — зачем же отказываться от полётов вообще? Вот же специально для тебя, Грета, самолёт на солнечных панелях, м-м?

Адель Романенкова

Выбор редакции

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Loading...
закрыть