"Русал" потратит 400 млн долларов на красноярский воздух
В России завершилась общественная экологическая проверка крупнейшего красноярского предприятия, в которой участвовали члены общественных советов при Минприроды, Росприроднадзоре и Росгидромете. 20 ноября комиссия отчиталась о проверке Красноярского алюминиевого завода компании "Русал" на итоговой пресс-конференции в МИА "Россия сегодня".
Фото © "Русал"
Большие расходы
В 2018 году стартовал национальный проект "Экология". Он включает в себя пятилетний план расходов и действий, направленных на то, чтобы улучшить экологическую обстановку в российский городах. Правительство вместе с бизнесом вложит в экологию четыре триллиона рублей, большую часть из которых — 2,4 триллиона — потратят на внедрение "наилучших доступных технологий".
Здесь надо сразу пояснить: наилучшие доступные технологии — это такой огромный справочник, разбитый на 51 главу. Его под крылом Росстандарта составляли эксперты в разных отраслях промышленности, они включили туда самые современные технологии, которые можно внедрить на предприятиях для снижения выбросов, повышения эффективности, уменьшения расходов. Именно такие технологии, которые рентабельны и доступны на рынке, то есть бери и внедряй.
Всего в нацпроекте "Экология" чётко указано 12 городов, которым надо уделить особое внимание: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. И, конечно, надзорные органы следят за внедрением этих технологий, но почему-то обычные люди, жители этих самых городов, часто не верят чиновникам, к тому же просто не могут понять, что написано в отчётах, даже если их удаётся найти.
Именно поэтому с лета 2019 года появился механизм общественных проверок. Члены общественных советов (не чиновники), эксперты в соответствующих областях промышленности, изучают документацию, а затем приезжают с проверкой в город: посещают заводы, встречаются с местными властями, жителями, активистами и делают вывод о том, честно ли предприятие, которое десятилетиями обвиняют в загрязнении воздуха, старается исправиться.
— Мы выбрали Красноярск для первой проверки потому, что, с одной стороны, КрАЗ очень открыт для сотрудничества, они предоставили всю документацию и чётко работали с нами, а с другой стороны, это почти родной мне город, я прожил там 16 лет, знаю людей, понимаю, к кому можно обратиться за объективной информацией, — говорит Станислав Корякин, руководитель рабочей группы "Технологии и экологические мероприятия" Общественного совета при Минприроды России.
Вниманию экологов
Фото © Shutterstock
Красноярск — это город-миллионник, расположенный в ложбине. Роза ветров здесь такова, что часто образуется штиль, при котором атмосферные выбросы никуда не уходят, а остаются над городом. По мнению экспертов комиссии, решение экологической проблемы Красноярска — забота не только промышленников. Газификация частного сектора и отказ от угольных котельных, перевод общественного транспорта на более экологичные виды топлива, решение проблемы пыльных дорог — только совместные усилия позволят красноярцам начать дышать по-новому.
Кроме того, как заметил зампред Общественного совета при Минприроды Александр Закондырин, на экологическую ситуацию явно влияют ошибки градостроительной политики последних десятилетий — активная новая застройка ограничивает потоки воздуха и не даёт городу выводить смог естественным путём.
Тем не менее КрАЗ внедряет новые экономичные и экологичные технологии уже не первый год. Эти процессы не связаны с нацпроектами, это естественное развитие любого промышленного гиганта.
— Из четырёх НДТ, которые можно применить на этом заводе, три внедрены полностью и ещё одна технология — в процессе внедрения, к апрелю 2020 года должны закончить, — отмечает Игорь Шкрадюк, эксперт Общественного совета при Минприроды, специалист по металлургической промышленности.
Игорь Шкрадюк говорит, что ехал на КрАЗ с большим скепсисом — часто модернизация на бумаге сильно отличается от реальности. Но в этой поездке эксперту не пришлось выслушивать оправдания. Если открыть тот самый справочник Росстандарта, то там много формул и технических описаний, простому красноярцу ни о чём не говорящих. Но Игорь Шкрадюк удачно переводит их на человеческий язык.
Везде, где можно, внедрены автоматические системы управления техпроцессами. Это умное управление работой завода, тысячи датчиков, которые позволяют не расходовать лишнее сырьё и не создавать лишних отходов. А кроме того, умный завод в реальном времени показывает, где возникает проблема, это даёт возможность немедленно её решить, не выводя из строя агрегаты, не затрачивая лишнее сырьё, сокращая количество брака.
Жёсткий контроль
Меньше ошибок — меньше лишнего отправляется в заводские трубы.Новые системы газоочистки — это самая понятная инновация. КрАЗ первым в мире установил двухступенчатую систему очистки газов: первая ступень — "сухая" очистка, вторая — "мокрая". Плюс газоочистные установки оборудуются системой непрерывного мониторинга выбросов. Это сейчас главный промышленный тренд — надзорные органы хотят мониторить каждую трубу в стране и в реальном времени знать, кто именно и как загрязняет воздух.
И наконец — новое оборудование. В большинстве стран мира для производства алюминия используется классическая электролизная технология Содерберга. Инженеры КрАЗа придумали, как модернизировать процесс электролиза так, чтобы сократить выбросы в разы. И назвали технологию эко-Содерберг — вполне заслуженно.
Все эти новшества уже обошлись "Русалу" в 400 миллионов долларов. Это много для любого предприятия, но остановить данный процесс модернизации промышленности в стране уже нельзя. Придётся вкладываться.
Член Общественного совета при Росгидромете Зоя Шаргатова, участвовавшая в проверке, говорит о том, что теперь важно создать единую систему экомониторинга. В Красноярске помимо датчиков на трубах КрАЗа работают ещё государственная система Среднесибирского УГМС и как минимум две системы мониторинга, созданные самими красноярцами.
— Мы так и не научились простым и понятным языком доносить до жителей информацию о том, что именно происходит у них за окном, — говорит Шаргатова.
Мнение Зои Шаргатой дополняет и Игорь Шкрадюк.
— Цифры показателей выбросов ничего не говорят обывателю, а для профессионалов и надзорных органов эта информация важна, но её никто не пытается сейчас интерпретировать в понятные рекомендации, — сказал он.
Одна из целей национального проекта "Экология" — не только улучшить фактическое качество жизни, но и показать людям, какая гигантская работа ведётся, и рассказать об этом простыми, понятными словами.
Общественные проверки продолжатся — в первую очередь в тех городах, которые указаны в нацпроекте. Проведение первой проверки на КрАЗе дало общественной комиссии нужный опыт и позволило выработать методику проверок. До конца этого года планируется ещё два выезда.