Лайнер, убивший 12 пассажиров в Алма-Ате, должен был летать в Москву и Петербург
В Казахстане разбился пассажирский самолёт Fokker 100 авиакомпании Bek Air, выполнявший рейс Алма-Ата — Нур-Султан. Воздушное судно столкнулось при взлёте с двухэтажным нежилым строением. На борту небольшого среднемагистрального самолёта находилось 95 пассажиров, а также пять членов экипажа. Официально известно о 12 погибших. Предварительные версии — ошибка пилота или отказ техники. Лайф рассказывает всё, что известно об авиакатастрофе, компании-перевозчике и злополучном самолёте, который должен был возить пассажиров из Казахстана в Москву и Санкт-Петербург.
Фото © ТАСС / EPA / VLADIMIR ZAIKIN
Авиакомпания Bek Air основана в 1999 году и сначала занималась перевозками VIP-персон на бизнесджетах. Видимо, такой бизнес не приносил желаемого дохода, и в 2011 году компания начала осуществлять обычные гражданские полёты.
Казахская "поБЕДА"
В итоге авиакомпания нашла свою нишу и стала лоукостером, осуществляя рейсы между крупными городами Казахстана: Актобе, Актау, Павлодаром, Карагандой и другими. У авиакомпании были серьёзные планы полётов в Россию (Москва и Санкт-Петербург), о чём сообщается на её официальном сайте. Однако ни одного регулярного рейса так и не состоялось. И это неудивительно — авиаперевозчик эксплуатирует порядком устаревшие лайнеры. Изначально Bek Air предлагала клиентам Як-40 и Ту-154, но теперь флот авиаперевозчика составляют семь очень старых самолётов типа Fokker 100 в конфигурации до 108 кресел.
Фото © Авиакомпания Bek Air
На службе стран третьего мира
Неудивительно, что рейсов в Россию у компании всё ещё нет. Fokker 100 не эксплуатирует ни одна отечественная авиакомпания. Это воздушное судно выпускалось с 1986 по 1997 год. Самолёт используют чуть больше двадцати компаний стран третьего мира, таких как Иран, Румыния или Буркина-Фасо. Причём нельзя сказать, что Fokker 100 — плохой и ненадёжный самолёт, просто очень старый. До трагедии в Казахстане за всю его историю было только две серьёзные катастрофы: в Македонии самолёт разбился из-за обледенения крыла и в Бразилии на 28-й секунде полёта у воздушного судна самопроизвольно включился реверс — и Fokker 100 рухнул на землю.
Было ещё несколько авиаинцидентов, которые не привели к серьёзным жертвам. И чаще всего были виноваты не пилоты, а техника. Самая популярная для этой модели проблема — отказ гидравлики, из-за чего не выпускается шасси.
Сказать, что разбившийся самолёт не новый, значит, ничего не сказать. С конвейера он сошёл в апреле 1996 года. До казахской Bek Air им владели авиакомпании из Тайваня, Германии и даже Афганистана. По данным казахстанских СМИ, это было не первое ЧП с этим воздушным судном. В марте 2018-го после вылета из аэропорта Актау при наборе высоты до 7000 метров сработала сигнализация об ошибке по высоте. Экипаж экстренно вернул лайнер в аэропорт. В тот раз отказ системы посчитали ложным и судно допустили к дальнейшей эксплуатации.
А в 2016 году другой Fokker 100 той же авиакомпании аварийно сел в Нур-Султане (Астане) без шасси. Кадры, как многотонная махина садится брюхом на полосу, облетели весь мир. Тогда от катастрофы спасло только мастерство пилотов.
Аварийная посадка Fokker 100 компании Bek Air. Видео © Youtube / TheSergey32
Пользователи Сети не в восторге от авиакомпании и оставляют гневные отзывы, жалуясь на постоянную задержку рейсов, старые самолёты и низкое качество всех работ авиаперевозчика.
Скриншот © Авиакомпания.Инфо
Скриншот © Instagram / bek_air_official
Самолёт-невидимка
Власти Казахстана временно приостановили полёты лайнеров Fokker 100 по всей стране. Если запрет продолжит действовать, то авиакомпании придётся либо сменить парк самолётов, либо уйти с рынка.
Напомним, в России на сегодня не летает ни один подобный лайнер.