8 января 2020, 18:46

Всё о гибели украинского самолёта в Иране. 4 версии авиакатастрофы

Загадочное крушение украинского пассажирского лайнера вызывает всё больше вопросов. Что на борту делали канадцы? Почему на обломках видны следы якобы внешнего воздействия? Почему украинский МИД теперь не исключает версии теракта и обстрела самолёта с земли? Почему в него не сели два таинственных пассажира? Ответы искал Лайф.

Фото © ABEDIN TAHERKENAREH / EPA/ТАСС

Читать на сайте Life.ru

Хроника трагедии

На территории Ирана рухнул украинский пассажирский лайнер Boeing 737-800. По последним противоречивым данным, погибло 176 человек — все, кто находился на борту. Россиян среди них нет. Списки погибших опубликованы.

Самолёт вылетел в киевский аэропорт Борисполь из тегеранского аэропорта имени Имама Хомейни в 5:42 по московскому времени с часовой задержкой. Примерно через две минуты достиг высоты 2400 метров, загорелся, начал разваливаться в воздухе и медленно падать, в итоге разбившись о землю. Обломки разбросало на несколько сотен метров. Видеозапись падения и фото с места крушения уже выложены в Сеть.

Фото © Twitter / هلال احمر ایران

Фото © Twitter / هلال احمر ایران

Фото © Twitter / هلال احمر ایران

Фото © Twitter / هلال احمر ایران

Фото © Twitter / هلال احمر ایران

Рейс, пассажиры, самолёт

Рухнувший Boeing принадлежал Международным авиалиниям Украины (МАУ) и выполнял регулярный рейс Киев – Тегеран – Киев. Весь экипаж был украинским, но наибольшие потери своих граждан в катастрофе понесли другие страны: Канада и Иран.

По информации сотрудников аэропорта Борисполь, этим рейсом традиционно пользуются иранские студенты, возвращающиеся на учёбу в Европу после летних и зимних каникул. Но почему на борту находилось так много канадцев? Большинство из них, как оказалось, также были студентами, многие с иранскими корнями. Рейс был стыковочным: они собирались долететь до Киева и там пересесть на американские или европейские авиалинии. Также канадские граждане могли выбрать этот рейс из-за дешевизны билетов по сравнению с арабскими авиалиниями и отсутствием альтернатив среди западных авиалиний — ранее Европа и США прекратили все полёты над Ираном.

Момент падения украинского лайнера. Видео © LIFE Shot

Boeing 737-800 относится к числу самых популярных и надёжных пассажирских самолётов. Тысячи подобных эксплуатируются десятками авиакомпаний по всему миру. Разбившийся лайнер сошёл с конвейера американского завода в 2016 году, в июле того же года был закуплен в украинский авиапарк, тогда же совершил первый полёт с пассажирами. Почему же он мог упасть? На данный момент всерьёз обсуждается три версии. Иран стоит на возгорании двигателя из-за технической неисправности, англичане намекают на то, что самолёт был сбит, наименее популярна версия теракта. Пока не очень понятна позиция Украины, так как она меняется каждые несколько часов... Очень вероятно, что под давлением "западных партнёров".

Неполадки двигателя

Украинский самолёт вылетел сегодня утром из аэропорта Тегерана в Киев, но из-за возгорания двигателя по причине технической неисправности он разбился неподалёку от аэропорта к югу от Тегерана, — прямо и без противоречий заявили в пресс-службе иранского аэропорта. В пользу этой версии говорит и странная часовая заминка с вылетом самолёта из Тегерана. Её же придерживается источник Лайфа в авиационных кругах.

Фото © Al-Baghdadi township / Handout / Anadolu Agency via Getty Images

Хоть Boeing 737-800 и надёжный самолёт, но нельзя исключать халатности технических служб, его обслуживавших. Они могли проверить судно, но не выявить его неисправности. Но просто так, без технической неполадки, двигатель загореться не мог, — говорит собеседник Лайфа. По его словам, кто-то мог и намеренно повредить двигатель воздушного судна. А это уже теракт.

Самолёт сбили

Вторая популярная версия: Boeing 737-800 сбили. В её пользу множество косвенных аргументов. Так, за час до загадочного крушения украинского лайнера США запретили полёты американских авиакомпаний над Ираном. Причина — повышенная военная напряжённость на Ближнем Востоке, которая может привести к неправильной идентификации лайнеров и, соответственно, к их случайному обстрелу с земли. Данный запрет на полёты был введён Штатами аккурат после нападения на их военные объекты, расположенные в Ираке. Ответственность за то нападение взял на себя иранский Корпус стражей исламской революции — якобы это месть американцам за убийство их генерала Касема Сулеймани.

Фото © Babak Jeddi / SOPA Images / LightRocket via Getty Images

На версию, что самолёт был сбит, намекает ряд английских СМИ. Как пишет, например, Daily Mail, самолёт мог быть случайно обстрелян иранскими ПВО, поскольку они ждали ответного удара со стороны американцев.

Единой позиции на Украине пока нет

Поначалу украинская сторона тиражировала самую популярную версию — самолёт упал из-за неисправностей двигателя. Первым об этом сообщило Посольство Украины в Иране.

По предварительной информации, самолёт разбился в результате аварии двигателя по техническим причинам. Сейчас версия теракта исключается, сообщило посольство.

Однако спустя несколько часов это сообщение было удалено. То есть версии теракта и обстрела самолёта с земли теперь украинцами не исключаются.

Фото © Shutterstock

Одновременно пресс-служба МАУ заявила, что упавшее судно было абсолютно исправным и прошло техническое обслуживание буквально два дня назад по аэропорту приписки — киевскому Борисполю. Никаких инцидентов с ним ранее не случалось. Дальше уже пошли прямые заявления о том, что никаких технических неполадок в двигателе не существовало, самолёт сбили. Пока, правда, так говорят не первые лица Украины, а многочисленные независимые украинские эксперты.

По информации украинского политического аналитика Руслана Бизяева, самолёт точно сбили, а все остальные версии неправда. Он обращает внимание на первые фото обломков воздушного судна. Якобы на них видно внешнее воздействие. Такие следы могли оставить пули калибра 12.7х108 мм и 12.7х99 мм. Эта версия стремительно набирает популярность среди украинцев. Масло в огонь подлило и таинственное заявление СНБО Украины, который сообщил, что на борт самолёта не сели два пассажира, приобретших ранее билеты на этот рейс. Имена этих пассажиров известны, они не граждане Украины.

Другой политолог с Украины, Валентин Гайдай, считает, каковы бы ни были причины крушения "боинга", эту трагедию США может использовать как повод для очередной войны на Ближнем Востоке.

Многие комментаторы, преимущественно из Ирана и Украины, не исключают военной провокации или случайного обстрела и со стороны США.

Альтернативное мнение: самолёт рухнул из-за перегруза

Крушение украинского лайнера Boeing 737 могло произойти по причине перегруза. Такое мнение высказал специалист по безопасности полётов Александр Романов в беседе с телеканалом "360". По его мнению, на кадрах, появившихся в Сети, видно, что самолёт практически не набирал высоту.

То, что не было практически набора высоты, говорит о том, что есть две версии: или перегруз самолёта, или перегруз в сочетании с неисправностью работы двигателя, — говорит Романов.

Зеленский поручил проверить все украинские самолёты

Росавиация уже порекомендовала воздержаться от любых полётов над Ираном и Ираком. Международные авиалинии Украины приостановили полёты в Тегеран на неопределённый срок. Тем временем президент Украины Владимир Зеленский поручил возбудить дело после крушения самолёта МАУ. Также будет проведена проверка лётной пригодности судов всей гражданской авиации Украины вне зависимости от причин падения.