Смех и сборы. "Холоп" — первая смешная российская комедия за последние годы?
Кадр из фильма "Холоп" / "Кинопоиск"
О, как велика тоска российского зрителя по хорошим фильмам отечественного производства! Как негодует он при выходе очередного киношлака, но всякий раз идёт на сеанс, веря в перемены к лучшему. И вот чудо случилось! Вышедшая на экраны страны комедия "Холоп" режиссёра Клима Шипенко завоевала зрительские сердца.
Кассовые сборы в 1,9 млрд рублей! Это рекорд за всю историю российского кино. Ранее "Холоп" стал тринадцатым российским проектом, преодолевшим в прокате отметку в 1 млрд рублей. Нет, это не симпатия, это любовь! И зрительский рубль — как всегда, лучшее тому доказательство. Но я (как взрослый человек, не верующий в Деда Мороза и чудеса) позволю себе прибегнуть к исследованию сего феномена.
Как правило, за любым чудом всегда стоит довольно простое объяснение. Важно понимать, что каждый год два самых крупных телеканала бьются за новогоднюю кормушку в "ярд рублей" и то, что сегодня эта отметка пройдена не самым зрелищным, на мой взгляд, продуктом, — это, конечно же, факт уникальный.
Как так получилось, что граждане нашей необъятной вдруг начали сопереживать герою фильма — "столичному капризному мальчику-мажору"? Наглый сынок олигарха — непопулярный нынче образ в народе, как мне казалось. Что в этом фильме такого, что он заставил закрыть глаза и на исторические недостоверности (например, действие происходит в 1860 году, а институт холопства был отменён Петром I ещё в 1723-м), на прорехи в драматургии, актёрской игре (Милош Бикович — о "Холопе": "Мой герой — довольно тупой чувак, я чуть-чуть умнее"), режиссёрской постановке, мотивациях героев, не очень весёлую тему "крепостничества"? Да всё же просто. Этот фильм пропитан добротой!
Он напомнил всем нам старые советские комедии. Он показал, что российский зритель остаётся сродни индийскому. Наша культура ближе к Востоку, чем к Западу, и ничего тут не поделаешь. Ну любит наш народ незамысловатые добрые сказки с песнями и танцами. В этом фильме минимум пошлости, на него можно сходить всей семьёй, примитивный язык, понятный любому человеку, любого возраста. Оказывается, нам всем не хватает именно этого. Нам всем нужна добрая сказка и обязательно с хеппи-эндом. И чтоб "жили они потом долго и счастливо", а не то, что сейчас идёт по телевизору. Мы устали от пропаганды, новостей про войну и насилие.
Знаете, всё это похоже на то, когда встречаешь русского туриста где-нибудь в Таиланде или ещё где подальше от родины. Может, в обычной жизни данный индивидуум и ходит на модные выставки, слушает продвинутых западных исполнителей, подворачивает брюки, носит бороду там или модные очки, но, когда никто не видит, пьяненький отплясывает под Верку Сердючку или Лободу. Тот же самый эффект действует в автомобилях наших граждан. Недавно в пробке, например, наблюдал забавную картину, когда из "мерседеса" брутального мужика раздавалась песня Нюши. Вот и весь секрет. Мы истосковались по доброте.
Не скажу, что рекордные сборы фильма "Холоп" причислят его к российской киноклассике, как, например, комедии Гайдая или Данелии, но пусть это будет началом того важного понимания для отечественных кинопроизводителей, чего на самом деле хочет зритель и какой он.
А вообще, хорошие мы люди, выходит. Добрые, наивные, верим в чудеса. Может, именно поэтому они иногда и случаются.