Под маской официалов? В Петербурге официальный дилер продал клиенту угнанный "лексус"
С одной стороны, доверие к официальным дилерам обычно почти что абсолютное. Репутация, официальное разрешение от автопроизводителя должны гарантировать покупку нормального автомобиля с понятной историей. Но так бывает не всегда.
Фото © David Zorrakino / Europa Press via Getty Images
Дело пахнет керосином
Когда Александр решил купить "лексус" с пробегом у официального дилера, он вряд ли ждал, что проблема настигнет его там, где ничего плохого не должно случиться в принципе. Итак, в 2018 году Александр стал владельцем автомобиля Lexus GS, который купил у официального дилера в Санкт-Петербурге почти за 1,7 миллиона рублей.
Правда, нормально поездить на машине Александр так и не смог. Сразу после того, как на купленном автомобиле водитель поехал в МРЭО для постановки на учёт, начались проблемы. Сотрудники ГИБДД при проверке автомобиля на площадке заявили, что поставить машину на учёт нельзя. Владелец сразу же сообщил об этом в автосалон, где ему ответили, что "такого не может быть" и "езжайте туда, где нормальные специалисты". На резонный вопрос Александра о криминальном прошлом автомобиля автодилеры отмахнулись, ответив, что "у нас такого не случалось никогда" и "солидные организации всё держат под контролем".
Важно отметить, что у сотрудника ГИБДД вызвала вопросы маркировочная панель на моторном щите — именно из-за неё автомобиль в первый раз отказались регистрировать. Здесь стоит остановиться и пояснить, что уникальный для каждого автомобиля VIN-код дублируется по кузову в нескольких местах. Как правило, кроме левой стойки со стороны водителя и задней правой стойки со стороны пассажира данные об автомобиле размещаются на специальных панелях в багажнике и других металлических частях. Дополнительно этот же номер размещается под лобовым стеклом.
Ну ладно. Предположим, что один отказ в МРЭО — случайность. Примерно так подумал Александр и поехал в другое отделение ГИБДД, где инспектор, бегло осмотрев машину, дал добро на постановку на учёт. Казалось бы, дело в шляпе — езжай и радуйся. Полтора года Александр спокойно ездил на Lexus GS и не знал горя, но всё перевернулось с ног на голову, когда герой нашего материала решил поменять купленный "лексус" на машину поновее у того же дилера.
Так она ж в хлам!
Фото © Getty Images
Чистота покупки автомобиля у официального дилера через trade-in до недавнего времени гарантировалась не только законом Российской Федерации, но и собственной компетенцией автодилера. Покупатель, обычное физическое лицо, в этой схеме всегда был самым юридически неграмотным звеном. Ну в самом деле, раз официальный дилер продаёт машину, значит, она прошла комплексную проверку не только техниками, но и юристами компании и в залоге или угоне числиться не может, ведь так? Оказывается, может.
После того как Александр позвонил и попросил прикинуть цену, сотрудники автосалона "Toyota Пискарёвский", который принадлежит автомобильному холдингу Inchcape, с ходу сделали выгодное предложение. Правда, всё поменялось, когда владелец пригнал автомобиль на оценку непосредственно к дилеру. Ретивые менеджеры оценили его на 50 процентов ниже рыночной цены — в 850 тысяч рублей. На резонный вопрос, а что так дёшево, менеджер ответил, что "лексус", который Александр полтора года назад купил там же, куда привёз продавать, побывал в серьёзном ДТП, но "раз такое дело", то решить проблему можно. Правда, за счёт владельца. И дальше началось неожиданное.
Японец вне закона
Фото © ТАСС / DPA
Поначалу, как и любой автодилер, для которого заработок на первом месте, менеджеры дилерского центра начали рассказывать небылицы относительно произошедшего. То внутренняя ошибка, то менеджера нет на месте — добиться конкретики по состоянию машины, честно купленной как небитая и некрашеная, оказалось крайне тяжело. А вот дальше владельца ждало более серьёзное разочарование. Собственный поиск правды в автосервисах подтвердил, что машина действительно не билась и не красилась, но, вероятно, находится в угоне. Смущать знакомых Александра, которые изучали автомобиль детально, начала плашка с VIN-кодом, которая, со слов владельца, имела следы кустарной установки.
Отметим, что за все полтора года, что Александр ездил на своём "лексусе", инспекторы ДПС останавливали машину несколько десятков раз. И ни в одном случае у стражей порядка не возникло ни малейшего подозрения, что машина может быть в угоне. Здесь важно пояснить, что любая, даже самая незначительная проверка состояния VIN-кодов на кузове могла вызывать у вменяемых и опытных сотрудников ДПС подозрения. Однако после того, как владелец решил провести экспертизу автомобиля, выяснилось, что "лексус", легально купленный в 2018 году, уже три года находится в угоне. При этом сама машина была угнана далеко от Петербурга — в Алтайском крае. Почему четыре с лишним года информация об угоне не пробивалась по базам данных — большой вопрос. Ответить на него не смогли ни в дилерском центре, ни в ГИБДД. А теперь самое интересное. Всё это время автомобиль колесил по дорогам СПб и Ленинградской области — и ни разу не был досмотрен сотрудниками ДПС надлежащим образом. Что это? Некомпетентность инспекторов или слепой фарт? Дальше — больше.
Фото © ТАСС / Максим Коротченко
Другой вопрос — к менеджерам дилерского центра, которые уже в Петербурге покупали угнанный на Алтае "лексус". Скупка краденого, особенно если это касается автомобилей, подпадает под статью 175 УК РФ и наказывается лишением свободы на срок до двух лет. А вот продажа угнанных автомобилей, об истории которых в дилерском центре не знать не могли, —это уже мошенничество в особо крупном размере, за такое "обогащение" предусмотрен очень большой срок в очень некомфортной камере — до 10 лет.
Какие ваши доказательства
Сразу после того, как автосалон отказался выкупать купленный у него же автомобиль по рыночной цене, а подозрения относительно угона начали подтверждаться, владелец "лексуса" обратился в полицию. Первым делом в таких ситуациях сотрудники МВД проводят экспертизу. Её результаты (копия имеется в распоряжении Лайфа) подтверждают, что неустановленные лица изменили регистрационные данные автомобиля. Изучив снимки маркировочной панели и выводы экспертов-криминалистов, автоюрист Сергей Мосихин пришёл к выводу, что злоумышленники работали над автомобилем не в кустарных условиях и, скорее всего, не один день.
Такие манипуляции требуют как минимум приличного опыта. На коленке такое не сделать. Судя по следам после смывки и очистки панели, панель с угнанной машины удалили целиком, а потом вварили на её место новую. Сделали с хорошим качеством, но, вероятно, подвёл либо выбитый шрифт, либо глубина "посадки" панели и текстура шрифта, либо краска. На этом в основном все горе-угонщики "сыпятся" при попытке продать автомобиль. Сам факт того, что машину удалось продать в автосалон, тоже вызывает много вопросов относительно процедуры передачи собственности
Такие манипуляции требуют как минимум приличного опыта. На коленке такое не сделать. Судя по следам после смывки и очистки панели, панель с угнанной машины удалили целиком, а потом вварили на её место новую. Сделали с хорошим качеством, но, вероятно, подвёл либо выбитый шрифт, либо глубина "посадки" панели и текстура шрифта, либо краска. На этом в основном все горе-угонщики "сыпятся" при попытке продать автомобиль. Сам факт того, что машину удалось продать в автосалон, тоже вызывает много вопросов относительно процедуры передачи собственности
Сергей Мосихин
Подтвердить или опровергнуть результаты экспертизы, а также высказать свою позицию по истории с продажей угнанной машины в официальном представительстве компании "Тойота мотор" на момент публикации не смогли, пообещав лишь детально разобраться в произошедшем. Руководство автосалона "Тойота Пискарёвский" пообещало ответить на официальный запрос, однако документального подтверждения позиции дилера руководство не предоставило. От комментариев по данной ситуации также отказалась и компания Inchcape — владелец дилерского центра "Тойота Пискарёвский".
Разумеется, первый вопрос хочется задать менеджеру, который покупал автомобиль у предыдущего владельца: не заметить угнанный автомобиль в базах и не обнаружить расхождение в годах выпуска авто и запасных частей (машина 2013 года, запчасти, стёкла, ремни 2014 года) было нельзя. То же самое — про панель с VIN-кодом. Разумеется, если историю машины вообще проверяли перед покупкой. Второй вопрос к менеджеру, который продавал машину Александру. Вероятно, криминальную историю угнанного на Алтае "лексуса" с VIN-кодом из Уфы могли обнаружить задолго до продажи новому владельцу. Если этот факт подтвердится в ходе проверки (Лайф уже отправил заявление в МВД, ФСБ и Следственный комитет с просьбой проверить деятельность автосалона), то сотрудникам официального дилера будут грозить уголовные дела сразу по нескольким статьям.
В истории с угнанным "лексусом" много непонятного. К примеру, ещё при первой попытке поставить машину на учёт нормальный, добросовестный инспектор должен был бы наложить арест на автомобиль и сразу отправить его на экспертизу. Однако этого не произошло, а в другом МРЭО, видимо, при не столь пристальном осмотре угнанный автомобиль и вовсе поставили на учёт. Но больше интересно другое. О том, что автомобиль в угоне с 2015 года, сотрудники дилерского центра не могли не знать. Поясним. Проверка автомобиля перед покупкой нормальными, вменяемыми специалистами проводится по нескольким пунктам. У них (специалистов) кроме Интернета и профильных сервисов должно быть и специальное оборудование, с помощью которого устанавливается подлинность маркировочных панелей на кузове.
Фото © Shutterstock
Исключение составляет лишь случай, если в ворота дилерского центра "Тойота Пискарёвский" этот "лексус" заехал уже с перебитым VIN-номером и номером двигателя, а менеджеры самым наплевательским образом провели проверку только по документам, которые, разумеется, могли быть подделаны. История машины-донора, с которой сняли маркировочную панель с VIN-кодом, тоже непростая. Автомобиль купили в Уфе в 2013 году. Первый владелец ездил на Lexus GS почти два года, затем продал. А вот дальше начинается интересное.
ПТС с VIN-кодом от донорского автомобиля — дубликат. Кто и для чего заказывал его перевыпуск — большой вопрос. Почему в дилерском центре никто не обратил внимания на не очень прозрачную историю автомобиля, тоже большой вопрос.
Кроме того, донорская машина успела побывать в серьёзном ДТП. Судя по тому, какую стоимость насчитала страховая компания, автомобиль был разбит буквально в щепки — общая стоимость ремонта составила почти два миллиона рублей.
А вот ограничений ГИБДД на автомобиль-донор нет. Этим, видимо, и воспользовались угонщики, поставившие целую табличку с VIN-кодом на моторный щит Lexus GS, который угнали на Алтае. С помощью этой манипуляции из одного угнанного и одного битого автомобиля получился один целый, якобы не битый и якобы не крашеный автомобиль с "ровными" документами. Но вопросы к автосалону всё равно остаются. Если редакции Лайфа хватило пяти минут, чтобы выяснить историю автомобиля-донора и понять, что это убитая буквально в пыль машина, которая к тому же в залоге у банка, почему автодилер не предупредил об этом будущего владельца?
Фото © Shutterstock
Ответы на этот вопрос пусть каждый даст самостоятельно. Владелец Lexus GS (теперь уже, видимо, бывший) говорит, что выяснились обстоятельства владения машиной в тот самый момент, когда он (владелец) решил продать машину автосалону обратно. И тут к автосалону возникает ещё один вопрос. Со слов Александра, автодилер согласился забрать обратно заложенный банку и якобы битый автомобиль, но всего за 50 процентов от рыночной стоимости. При этом менеджеры автосалона не сразу признали, что произошла ошибка и что такой автомобиль нельзя продавать в принципе.
В итоге Александр остался без машины, а автодилер не торопится с выплатой компенсации. Расторжение договора купли-продажи, как отмечают юристы, в таких случаях почти со 100-процентной вероятностью будет работать в сторону покупателя, но раз автосалон умудрился продать автомобиль, который оказался в угоне, то неизвестно, какие ещё подводные камни могут быть обнаружены в ходе проверки. Самое любопытное в этой истории — количество подобных автомобилей. Не исключено, что угнанный на Алтае "лексус" не единственный автомобиль, проданный таким способом. Если таких случаев было несколько, то речь может идти о самой настоящей ОПГ, созданной внутри автосалона с целью продажи угнанных машин на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Пока информация по продаже угнанного автомобиля проверялась, в дилерском центре "Тойота Пискарёвский" решили пойти навстречу клиенту и возместить весь ущерб, включая расходы на покупку автомобиля, проценты по кредиту и моральный вред, однако официального соглашения клиент и дилерский центр ещё не подписали. Со слов Александра, купившего угнанный "лексус", "Тойота Пискарёвский" согласился выплатить долг по кредиту в размере 988 тысяч рублей, а также проценты по кредиту — 205 тысяч. Однако 330 тысяч рублей, которые уже были выплачены владельцем за угнанную машину, платить отказывается. На все вопросы относительно такой схемы выплат владельцу предлагают обратиться в суд. Сам Александр от такой "щедрости" отказался и собирается подавать на "Тойота Пискарёвский" исковое заявление.