Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
14 января 2020, 14:00

Король вампиров уже не тот. "Дракула" от Netflix разочаровал фанатов культовой книги

Лайф вместе с кинокритиком разобрался, почему новый "Дракула" от Netflix получился таким неоднозначным и могло ли быть иначе.

Фото © Netflix

Фото © Netflix

В 1922 году вышла первая киноадаптация романа "Дракула". Режиссёр Фридрих Мурнау не смог получить права на экранизацию, поэтому назвал свою картину "Носферату. Симфония ужаса". При этом содержание оставил почти нетронутым, что и сыграло с ним злую шутку. Вдова Брэма Стокера через суд добилась уничтожения всех копий немецкого фильма. Телеадаптация "Дракулы" этого года, в свою очередь, наоборот, сохранила название оригинала, но сильно перепахала сюжет. Осмелимся предположить, что, выйди "Носферату" с содержанием нового сериала, вдова Стокера осталась бы довольна.

Первый раз слышу про нового "Дракулу". Расскажите про проект

Фото © Netflix

Фото © Netflix

Новый "Дракула" — это трёхсерийный мини-сериал по мотивам одноимённого романа Брэма Стокера, созданный совместно Netflix и BBC. Сценаристами выступили Марк Гэтисс и Стивен Моффат. Дуэт писателей известен прежде всего по "Шерлоку Холмсу" с Бенедиктом Камбербэтчем и "Джекилу и Хайду", экранизации "Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда". Главные роли исполнили Клас Банг (граф Дракула) и Долли Уэллс (сестра Агата).

Насколько сериал близок к первоисточнику?

Фото © Netflix

Фото © Netflix

Настолько же, насколько Илон Маск близок к колонизации Марса. Шоу является довольно вольной интерпретацией литературного произведения. Проект Гэтисса и Моффата придерживается легенды и завязки романа. В их сценарии Дракула всё ещё бессмертный воевода родом из Трансильвании, который желает перебраться в Лондон. Предварительно граф приглашает в свой замок юриста Джонатана Харкера, чтобы тот помог монстру уладить бюрократические вопросы по покупке недвижимости. Харкер становится узником замка, а вампир по-прежнему боится солнечного света и распятия. На этом сюжеты книги и сериала сильно расходятся. Ниже несколько примеров самых больших несоответствий.

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!

Фото © Netflix

Фото © Netflix

В книге между Дракулой и Джонатаном Харкером не было интимной связи. Во всяком случае, об этом не говорится напрямую. Сериал же почти настаивает на обратном.

В обоих случаях вампир питается кровью Харкера, однако только в версии Гэтисса и Моффата юрист превращается в "немёртвого", зомби-марионетку графа.

Фото © Netflix

Фото © Netflix

И в сериале, и в романе Ван Хельсинг выступает главным оппонентом Дракулы. Однако в оригинале Ван Хельсинг — мужчина и учёный. В интерпретации Netflix Ван Хельсинг — монашка.

Ровно треть сериала посвящена морскому путешествию кровожадного монстра в Англию. В романе "круизу" Дракулы уделено мало внимания. Немногочисленные детали мы узнаём только благодаря цитатам из бортового журнала, которые публикуются в газете.

Последняя серия "Дракулы" является полной отсебятиной сценаристов. В ней граф спустя сто с лишним лет после кораблекрушения просыпается в современной Англии. В книге, разумеется, нет ни кораблекрушения, ни скачка во времени.

Почему расхождений так много?

Причина 1-я

Основных причин, на наш взгляд, три. Первая кроется в фирменном почерке сценаристов. До "Дракулы" Марк Гэтисс и Стивен Моффат, как мы отметили выше, не раз брались за экранизации культовых литературных произведений. В каждом случае, как отмечает кинокритик и организатор фестиваля телесериалов "Пилот" Егор Москвитин, авторы осовременивали героев и сюжеты. Таким образом, с помощью старых текстов они довольно остроумно подчёркивают проблемы современного мира.

"Дракула" от Моффата и Гэтисса получился точно таким же, — говорит Москвитин.

Действие первых двух серий разворачивается в декорациях викторианской эпохи. Причём именно что в декорациях. Ведь главные герои ведут себя по большей части наплевательски к традициям и культуре того периода: сестра Агата Ван Хельсинг открыто подтрунивает над эгоизмом и самоуверенностью, присущими английским джентльменам, и высмеивает религиозные обряды. Да и в целом она ведёт себя непростительно вульгарно для монашек, которых, как, впрочем, и всех женщин того периода, многие представляют созданиями чрезвычайно кроткими.

Причина 2-я

Фото © Netflix

Фото © Netflix

Собственно, отсюда вырисовывается вторая причина. Сегодня сложно представить точную экранизацию "Дракулы". Уж явно не от Netflix — контент-мейкера, который обслуживает все популярные запросы современной аудитории. А сегодня один из главных запросов связан с образами сильных и независимых женщин.

Повторимся, роман "Дракула" издан в Англии в 1897 году. Там и тогда женщины ещё не были эмансипированы. Они должны были соответствовать целому ряду морально-этических норм. От них требовалось соответствие определённой модели поведения.

Викторианская женщина, жена и мать, — существо пассивное, неинтересное, зависимое и начисто лишённое сексуальности. В викторианском обществе даже слово "ноги" было под таким строжайшим запретом, что ножки рояля называли конечностями и прятали их под кружевными или меховыми чулочками, — описывает обстоятельства, в которых творил Брэм Стокер, Акулина Парфёнова в своей рецензии на "Дракулу". Её текст предваряет роман в издании на русском языке от 2014 года.

Фото © Netflix

Фото © Netflix

Многие из перечисленных Акулиной тезисов находят своё отражение в романе. Главные героини "Дракулы" играют довольно унизительные по современным меркам роли. Мина Харкер и Люси Вестенра большую часть произведения только и делают, что вздыхают о своих любимых. Они становятся жертвами, а сильные и умные мужчины их непременно спасают. Мина проявляет инициативу в охоте на графа, но действует только после одобрения своего супруга. Она выполняет, прямо скажем, не самую завидную работу: по факту девушка служит секретаршей у квартета отважных мужчин. Между строк в тексте наблюдается обидная снисходительность мужчин к девушке.

Совершенно очевидно, что, представь Мину и Люси Netflix так же, компанию бы бойкотировали, а сценаристы похоронили бы свою репутацию, словно Кевин Спейси. Вместо этого шоураннеры провели изящную рокировку. В мини-сериале женщины правят бал. Агата Ван Хельсинг первой бросает вызов Дракуле. Мина Харкер организует фонд по противостоянию вампирам в современной Англии. Люси Вестенра гордится и пользуется своей сексуальностью, а не стесняется её.

Причина 3-я

Фото © Netflix

Фото © Netflix

"Дракула" — культовое произведение, которое не теряет актуальности по сей день. Роман Стокера — главный вдохновитель целого слоя поп-культуры. Ведь именно он популяризировал вампиров и задал ряд тропов для всех последующих фильмов и книг про кровососов. Благодаря "Дракуле" мы знаем, что вампиры боятся распятия и дневного света. Стокер объяснил, как плодятся эти монстры. Он же показал, что вампиры-аристократы наслаждаются трапезой, только прокусывая сонную артерию на шее.

Большая часть аудитории, которая интересуется вампирами, так или иначе знакома с ключевыми событиями "Дракулы". Было бы скучно увидеть хоть и красивый, но всё же очередной пересказ знакомой многим истории. Именно поэтому Netflix решилась на смелую интерпретацию в виде нового мини-сериала, который высмеивает многие стереотипы о вампирах.

Так новый "Дракула" гениальный или жалкий?

Фото © Netflix

Фото © Netflix

Кинокритик Егор Москвитин считает, что сериал однозначно понравится поклонникам творчества Марка Гэтисса и Стивена Моффата. Но в то же время он предупреждает, что ближе к финалу шоу может разочаровать и их. Становится очевидно, что проект стал жертвой больших амбиций шоураннеров.

Есть ощущение, что сериал немного запутался в собственном желании быть очень оригинальным. События заключительного мини-фильма многих наверняка расстроят. Кажется, что это слишком выдуманный, вымученный и банальный финал, не соответствующий интеллектуальному уровню Гэтисса и Моффата, — рассуждает Москвитин.

В то же время он не сомневается, что первые два эпизода понравятся большинству зрителей, поскольку в них современные диалоги и драматургия хорошо контрастируют со старомодным визуальным стилем. Первая серия — каноничный хоррор про попаданца в страшном замке, вторая — интригующая детективная история в духе Агаты Кристи.

Что до нашего мнения, то мы в целом остались довольны осовремененным "Дракулой". Даже если вы не являетесь поклонником вампирских сюжетов, негрешно посвятить проекту один-полтора вечера. При условии, что финал разочарует, вы наверняка не очень пожалеете о потраченном времени — "Дракула" от Netflix состоит всего из трёх серий.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров