Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Прощание с душами предков. Как изгоняли крещенского беса из проруби и чего ждали в старину от праздника Крещения Господня

Post cover

В ночь с 18 на 19 января православные люди верили, что в праздник Крещения Господня Христос своим крещением "отверз небеса" и потому на землю сошёл Божественный Дух. В связи с этим появилось и множество разных поверий. Например, в начале XX века в Енисейской губернии и на реке Ангаре крестьяне, "охочие до колдовства", в ночь перед Крещением ждали "открытия небес". Они садились в избе над чашкой с водой в надежде, что она "заволнуется", и тогда стремглав бежали на улицу и обращали свой взор к небу, где ожидали увидеть "отверзающиеся небеса". Тогда можно было у Бога просить всё, вплоть до Царствия небесного, — считалось, что всё исполнится.

Вода — именинница, а снег — к урожаю

Происходило это поверье из народной уверенности в том, что на Крещение вся вода на Земле — "именинница", в полночь она начинает "колыхаться" от того, что в неё входит сам Христос (или ангел), и на короткое время приобретет "непорочность" и святость.

Например, под Витебском крестьяне были уверены, что в ночь на Крещение ангелы снисходят на землю и незримо плещутся в иорданях — поэтому рано утром в них можно наблюдать колыхание воды.

Торжественному настроению способствовал крестный ход в темноте, совершаемый накануне праздника вечером, освящение крещенской воды в храмах и "крещение рек и озёр", которое совершали днём в сам праздник. Крещенское окунание в иордань сравнивали с обновлением человеческого естества и с новым рождением. Солнечный свет, снег и сияние льда в этот день связывали с Божественным Светом.

Под Псковом богоявленскую воду называли "святья", забайкальские староверы о ней говорили: "Светинá идет!". Даже в самые богоборческие годы среди женщин России оставалась непреложной вера, что освященная на Крещение вода — самая сильная! Её пили, если были в беде, её давали больным и умирающим, ею умывались в дальнюю дорогу, веря, что обязательно вернутся домой невредимыми.

В Тульской губернии крестьянки собирали "крещенский" снег, считая его самым "молодым", чистым, и использовали для отбеливания тканей. Им умывались и лечились, горсть крещенского снега бросали в колодец — верили, что вода из-за него будет летом приносить "спорину" для людей и огорода.

В умах крестьян снег на Крещение был крепко связан с будущим урожаем: если снега было много, а деревья покрывал морозный куржак — "цветьё", то год будет урожайным. Бесснежная зима сулила неурожай.

Отъезд Коляды и угощение коней

Фото © VK / Живописец Всеволод Иванов

Вечером перед Крещением или на следующий день после него язычники праздновали "отъезд Коляды". Верили, что божество, приехавшее накануне Рождества к людям на одном коне, "отъезжает" прочь на трёх белых конях.

Отклик этой веры остался у русских людей в обычае рисовать на Крещение лошадок на окнах и печь к празднику выпечку в виде коней, "коньков". Перед освящением воды на Крещение мальчишки бегали по деревне и просили у соседей подать им "конька, золотого гребенька".

Взрослые делились выпечкой с малышами, а дома оставляли столько выпеченных коней, сколько их стояло в конюшне — выпечку скармливали лошадям, чтобы они были здоровы весь год. Поили лошадей и из иорданей, надеясь, что Бог сохранит их от падежа и даст силу.

А под Воронежем крестьяне сами святили воду — наливали её в чашку, окунали в воду с молитвой крест и кропили ею домашних животных, чтобы оставались здоровыми.

Прощание с душами предков

Фото © VK / Живописец Всеволод Иванов

В Белоруссии и под Псковом крестьяне верили, что на Святки с небес на землю спускаются души родителей, а на Крещение — уходят обратно на небо. В Плюсском районе Псковщины для помина предков в канун праздника варили гороховую кутью. Её наливали в чашку и ставили за порог, приговаривая: "На, поешь горошку, Коляда крещенска!".

Возвращение родительских душ обратно на небо связывали и с праздником Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, который следовал непосредственно за Крещением. В XIX веке под Витебском русские крестьяне верили, что в этот день души предков (святки) собираются "на Раду", на которой обсуждают, как их поминали и чествовали во время святок их дети, а потом отлетают от земли.

Возможно, что этот обычай был не так безобиден, как кажется: в Петрозаводском уезде верили, что в Святые дни возле людей появляется чёрт по имени Святке — он пакостит чем может и испаряется в Крещение. Так что может статься, что под Витебском крестьяне прощались не столько с предками (святками), сколько с бесами, которые "испарялись" в праздник Богоявления.

Любопытно, что под Рязанью на Крещение существовала игра, в которой принимали участие только старики и малые дети. Дети вставали по углам избы, а кто-нибудь из стариков кидал им зёрна варёной чечевицы. Ребятишки должны были ловить её подолами рубашек. Считали, чем больше поймаешь, тем дольше проживёшь.

Крещенская баба креста боится

Фото © VK / Живописец Всеволод Иванов

Но самые странные обычаи на Крещение Господне водились у карелов. Например, у них считалось подвигом окунуться на Крещение в прорубь, а потом, прямо в мокрой рубашке, добежать до храма и позвонить в колокола.

Перед Крещением карелы ходили к воде "слушать Крещенскую бабу" (Vierissän akka) — неведомое, но очень сильное существо, живущее подо льдом. Ходить нужно было обязательно по несколько человек, а чтобы не стать жертвой нечисти, следовало сесть на коровью шкуру или на сани, железом очертить вокруг себя по снегу три круга. Условий, чтобы не пострадать от беса, было много, и даже в XХ веке отважившиеся на такое общение рассказывали о нём со страхом. Самое малое, что могла сделать баба, — это сильно пнуть обледенелым сапогом.

Считалось, что баба приходит вместе с водой, которая поднимается из проруби и бурлит. Вышедшая же на лёд баба начинает задавать вопросы. Если ответишь неправильно — утащит в воду. Если побежишь — убьёт, а тот, кто всё делал правильно и досиживал до конца, мог получить от неё "ключи" и разбогатеть.

Перед праздником Крещения Господня могущественная Vierissän akka убегала из проруби в лес, не в силах вынести вида креста и освящения воды. Встретить её снова можно было только летом в промежутке между Петровым и Ильиным днями — она плескалась в озёрах и реках Карелии и не давала покоя рыбакам.

Майя Новик

Выбор редакции

Loading...
закрыть