Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
19 января 2020, 14:30

"Человек из глубинки чаевые официантам не оставит". Как платить в ресторанах, чтобы не было стыдно

Тема условий работы в сфере обслуживания, отношения персонала к клиентам и конкретно чаевых неожиданно оказалась резонансной. Работники общепитов на этой неделе синхронно рассказали в "Твиттере" о переживаниях, а пользователи начали спорить на ряд тем. В частности, стоит ли доплачивать официантам и барменам за работу. Лайф разобрался, нужно ли это делать и есть ли по этому поводу какие-либо нормы этикета.

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Что происходит?

Фото © LIFE

Фото © LIFE

На этой неделе в Сети распространилась тема работы в ресторанах и в целом в сфере обслуживания. Официантка из Санкт-Петербурга написала тред о работе в "Твиттере", позже её за это уволили. В частности, девушка рассказала об отношении к чаевым.

И основной наш доход как раз чаевые, — писала уже экс-официантка. — В месяц на одной работе зп выходит максимум 20к. Да, мы сами выбрали эту работу, но и вы будьте благодарны за уделённое вам внимание, качественное обслуживание и хорошее настроение после посещения заведения, ведь это настроение создаём вам мы (орфография сохранена. — Прим. ред.).

Фото © LIFE

Фото © LIFE

Фото © LIFE

Фото © LIFE

Тема доплаты официантам оказалась особенно резонансной — пользователи поделились отношением к чаевым, а другие работники из сферы обслуживания рассказали о своей реакции на них. Чаще всего тут одна из двух крайностей — либо к чаевым отношение как к обязанности, либо строгое отрицание, потому что долга платить лишние деньги нет.

Фото © LIFE

Фото © LIFE

Как правильно платить чаевые?

Наиболее распространённый вариант — 10% от суммы, по американскому стандарту. Но всё зависит от качества обслуживания, — говорит директор ООО "Авторские рестораны домашней кухни" Сергей Григорьев.

Доплата официанту или бармену считается вознаграждением за качественное обслуживание.

Чаевые полагаются, когда человек получил чуть больше ожидаемого результата. Неважно, в каком заведении. Официант пересадил за более удобный столик, подыскал место у розетки, подсказал дорогу, поставил любимую песню... Если он помог клиенту, велика вероятность, что его отблагодарят, — рассказал директор предприятия общепита "Американка" Александр Липин.

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Также размер чаевых зависит от отношений клиента с сотрудниками заведения. Когда у человека создаётся впечатление, что его здесь любят, ждут, понимают, появляется желание оставить небольшой процент дополнительной суммы.

Насколько необходимо клиенту оставлять дополнительные деньги официанту? Педагог-консультант по этикету и деловому протоколу Татьяна Николаева говорит, что чаевые — правило хорошего тона.

Чаевые обслуживающему персоналу, если у вас нет нареканий, — это обязанность вежливого человека, — говорит эксперт. — Но нужно понимать, что чаевые — это чаевые, а не вторая оплата по счёту. Сорить деньгами не надо, 10–15% чаевых — нормально.

Так сложилось исторически. У мужчин испокон веков одежда подразумевала маленькие карманы под мелочь для швейцаров, лакеев и прочих, дополняет Николаева.

Почему мы не знаем, как платить чаевые?

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Во многих странах отношение к чаевым безальтернативное. В некоторых странах Европы они могут даже включаться в чек, а в Японии и Китае расцениваются как оскорбление.

В России нет устоявшейся культуры ресторанного общения, говорит сооснователь бара Double L Кирилл Шапров. В СССР не было принято оставлять чаевые. После перестройки ситуация изменилась: люди нового поколения до 40 лет, как правило, считают, что чаевые нужно оставлять.

В столице всё зависит от того, откуда человек родом, — считает директор "Авторских ресторанов домашней кухни" Сергей Григорьев. — Москва — город приезжих людей. Если человек прибыл из глубинки, он, скорее всего, чаевые не оставит.

Педагог-консультант по этикету и деловому протоколу Татьяна Николаева считает, что здесь не может быть рамок. Человек вправе сам решать, придерживаться ли ему норм этикета.

Никто не обязан быть вежливым. Человек может не проявлять знаки вежливости, но тогда и воспитанным себя считать он не имеет права, — говорит эксперт.

В случае с персоналом ситуация не менее запутанная.

Директор "Американки" Александр Липин говорит, что поведение официанта зависит от его воспитания и мотивации. Если он пришёл на работу только ради денег и не получает никакого удовольствия, появится злость и недовольство.

Как правило, это люди двух типов, считает Липин, — новички без опыта и люди с большой выслугой лет. Первых интересуют именно деньги, вторые полагают, что заслуживают максимальной награды из-за опыта и мастерства. Чтобы расположить к себе людей, надо любить свою работу, и тогда чаевые придут.

Что, если официант давит?

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Как-либо намекать на чаевые персонал не имеет права.

Клиент пришёл отдохнуть, а не к официанту в гости, — говорит директор ООО "Авторские рестораны домашней кухни" Сергей Григорьев. — Официант — это вспомогательный персонаж. Оставлять чаевые или нет, решать вам. Если сотрудник выражает недовольство из-за отсутствия чаевых, клиенту нужно жаловаться руководству, и к работнику применят санкции. Официант получит предупреждение или будет уволен.

У любого заведения есть электронная почта, соцсети и отзовики. Если вам не нравится поведение сотрудника, можно написать на почту директору, оставить отзыв в группе во "ВКонтакте" с указанием даты.

Бывает, что сотрудники зависят от чаевых из-за низкой зарплаты. Сооснователь компании Double L Кирилл Шапров говорит, что надо искать заведение, где основная зарплата будет формироваться не из чаевых. Любое высоко оценивающее себя заведение платит неплохие оклады, если официанты хороши.

***

Надо признать, что ситуация с общепитом и конкретно с чаевыми небезнадёжная. Индустрия развивается, а клиенты постепенно находят контакт с персоналом.

Ресторанная культура в России начала развиваться только лет десять назад, говорит Кирилл Шапров. — И отношение к официантам и барменам другое — их больше уважают, относятся как к друзьям. В 2000-х годах она была слабой, сейчас идёт резкий подъём. Традиции будут развиваться, и чаевые люди будут оставлять чаще. Возможно, в ресторанах появятся таблички с рекомендацией оставлять 5–10% дополнительно.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров