Дешевле, чем "Яндекс" и Uber. На рынке такси России может появиться китайский перевозчик от AliExpress
Китайский стартап Didi Chuxing готовит вторжение на российский рынок. Головной офис компании будет находиться в Санкт-Петербурге, а в планах — завоевание большей части российского рынка. Смогут ли китайцы заработать на российском рынке?
Фото © Shutterstock
С точки зрения статистики
Если верить прогнозам банка HSBC, российский рынок такси — самый рентабельный в мире. В России цена поездки на такси в среднем на 75% меньше, чем в США. Стоимость одной поездки по регионам — около 130 рублей. И хотя финансовую отчётность крупнейших агрегаторов нельзя найти в открытом доступе, очевидно, что связывание клиентов и водителей через специальное приложение позволяет крупнейшим агрегаторам, таким как "Яндекс.Такси", Gett или "Ситимобил", зарабатывать на перевозках приличные деньги. Очевидно и другое — всё больше россиян предпочитают пересаживаться на такси и каршеринги, оставляя собственные автомобили рядом с домом.
Аналитики банка HSBC отмечают, что сервисы заказа такси в России могут позволить себе более низкие цены в сравнении с другими странами мира благодаря большой аудитории. Общественный транспорт во многих регионах России развит недостаточно, чтобы покрывать все потребности населения, и как раз это повышает спрос на сервисы по заказу такси. Любопытно, что сами приложения, по данным аналитиков HSBC, установлены лишь на 45% смартфонов россиян, которые регулярно пользуются услугами такси.
Несмотря на то что в российских регионах много небольших компаний и полно таксопарков, "Яндекс.Такси" и "Ситимобил" постепенно выдавливают "частников" с рынка перевозок. Объединиться в крупный холдинг и противостоять глобализации региональные таксопарки не могут — нет ни желания, ни инициативы, ни денег на объединение. В таких условиях противостоять крупным корпорациям могла лишь одна компания — Uber. В ней видели сильного конкурента и потому просто купили за внушительные деньги. Но Uber вернулся под другим брендом, и совсем скоро в России начнёт работу китайский агрегатор такси DiDi, принадлежащий транснациональной корпорации Alibaba, в ведении которой находится онлайн-гигант Aliexpress. И вот здесь "Яндексу" самое время начать волноваться.
Китайское такси?
Alibaba Group запустила сервис по онлайн-заказу такси Didi Chuxing ещё в 2012 году, и всё это время компания развивалась исключительно внутри Китая. За восемь лет китайцам удалось добиться серьёзных успехов: сейчас DiDi — крупнейший "местный" сервис каршеринга и заказа такси. В 2016 году DiDi "убил" в Китае Uber, а в 2019-м в сервис пришли первые серьёзные инвестиции: японский автогигант Toyota вложил 600 млн долларов и помог DiDi создать центр разработки систем, основанных на искусственном интеллекте и нейросетях. Кроме того, деньги в успешный стартап инвестировал и РФПИ.
Фото © Shutterstock
Сейчас, как отмечают аналитики, компания стоит уже 62 млрд. долларов, а ключевое направление развития — беспилотные сервисы, которые могут начать работу уже в ближайшие пять лет. Так или иначе, в ближайшее время всем российским агрегаторам такси придётся несладко. Во-первых, DiDi в шесть раз крупнее "Яндекса" — 62 млрд. долларов капитализации против почти 11. Во-вторых, одни и те же программы ("Яндекс" тоже активно инвестирует в беспилотные технологии) развиваются разными темпами. Китайцы стоят на пороге полностью беспилотного сервиса такси, в то время как "Яндекс" находится на стадии испытаний беспилотников в городе. В-третьих, помощь со стороны крупных инвесторов, например, той же Toyota Motor, гарантирует финансовую подпитку и бонус для водителей, которые начнут активно переходить с "Яндекс.Такси" на DiDi (или сервис с другим названием, созданным специально для России).
Так или иначе, уже в ближайшем будущем "Яндекс" сможет испытать на себе все "прелести" глобализации и борьбы с гораздо более крупным игроком. Примерно по такой же схеме сервисы такси развивались в России последние несколько лет: крупный "Яндекс" с инвестициями и технологиями скупал и выдавливал с рынка более мелких участников, делая ставку на таксопарки. Теперь Alibaba и онлайн-сервис DiDi будет пытаться отвоевать у "Яндекса" часть рынка такси или завоевать его целиком.
Смогут или нет?
Для того чтобы отбить у "Яндекс.Такси" и других агрегаторов клиентов, DiDi придётся проделать титаническую работу. Гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев заявил, что, вероятнее всего, китайцы "зайдут" на российский рынок через инвестиции в местного игрока. Это значит, что кому-то из крупных агрегаторов совсем скоро поступит предложение, отказаться от которого будет практически невозможно. Однако главная проблема DiDi — это узнаваемость бренда. Если в Китае ничего не знают про другие приложения, кроме DiDi, то в России тёмно-коричневые автомобили с фирменной буквенной оклейкой будут теряться в потоке и буквально растворятся на фоне жёлтых такси.
Рекламная составляющая тоже важна. Особенно в том случае, когда попытка влезть на рынок такси будет предприниматься в отношении крупного информационного холдинга, в составе которого мощнейшие инструменты продвижения. Как DiDi будет договариваться с поисковиками — большой вопрос. С Google договориться будет сложно (торговая война и другие споры США/Китай), с "Яндексом" — ещё сложнее. Никто добровольно не даст "топтать свою поляну".
Водителям будет несладко
А теперь коротко о том, как работает DiDi в Китае. Выдавить Uber с китайского рынка во многом удалось благодаря двум ключевым инструментам — демпингу и времени подачи автомобиля. И если второе обстоятельство можно просчитать простейшим математическим способом, исходя из количества китайских водителей на квадратный километр, то демпинговать в России и ещё сильнее снижать цены для китайцев может быть опасно. Почему? Да хотя бы потому, что российские водители, подключённые к системе "Яндекс.Такси", и так постоянно жалуются на низкие тарифы, за счёт которых "Яндекс.Такси" успешно конкурирует с другими компаниями в России.
Фото © Shutterstock
Вполне вероятно, что демпинг в условиях конкуренции с "Яндекс.Такси", "Ситимобил" и Gett станет только сильнее. Хорошо ли это в условиях критических нарушений, которые в данный момент фиксируется в сервисах такси? Скорее всего, нет. Китайской компании, в случае решения о полномасштабном вторжении на российский рынок, придётся решать массу проблем, с которыми сталкиваются российские агрегаторы сегодня. Это и фейковые заказы водителей, и работа таксистов-нелегалов, и ценообразование, и работа с возражениями, и много чего ещё. Как это будет работать — пока не знает никто, в том числе, вероятно, и сами китайцы. В пресс-службе DiDi пока не ответили на запрос Лайфа относительно будущего компании в России.
Координатор движения "Синие ведёрки" Пётр Шкуматов пояснил, что единственный разумный способ выхода DiDi на российский рынок сегодня — это покупка уже существующего игрока.
Среди присутствующих на рынке всего две компании удовлетворяют амбициям китайского агрегатора: это такси "Максим" и Gett. Если же они будут выходить на рынок как с нуля, то им придётся годами дотировать поездки для пассажиров и водителей. При этом несколько лет назад Uber потратил почти 40 млн долларов на эти цели и смог отвоевать лишь чуть более 10% рынка
Среди присутствующих на рынке всего две компании удовлетворяют амбициям китайского агрегатора: это такси "Максим" и Gett. Если же они будут выходить на рынок как с нуля, то им придётся годами дотировать поездки для пассажиров и водителей. При этом несколько лет назад Uber потратил почти 40 млн долларов на эти цели и смог отвоевать лишь чуть более 10% рынка
Пётр Шкуматов
Не исключено, что обвал тарифов приведёт к тому, что в дело придётся вмешиваться ФАС. Антимонопольная служба, впрочем, уже не раз решала вопросы стоимости поездок, которую рекламируют для своих клиентов агрегаторы. Так, антимонопольная служба установила, что под "поездкой за 50 рублей" имеется в виду стоимость подачи автомобиля. Сколько такси после выхода китайцев на рынок будет стоить на самом деле — покажет время.