Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
21 января 2020, 09:00

Деньги за протечку. Как заставить коммунальщиков компенсировать потери

Этой зимой появилось немало жалоб на проблемы с коммунальщиками. Дело в том, что минувшим летом и осенью многие управляющие компании бойко взялись за ремонт коммуникаций: стали чинить крыши, менять в домах трубы и отопление. При этом качество работ оставляло желать лучшего. В итоге прошло несколько месяцев и начались проблемы. Пострадавшие от прорыва труб и протечек крыши начали активно требовать от УК возместить убытки. Однако многим пострадавшим не удаётся добиться вообще никаких компенсаций. Как заставить управляющую компанию возместить убытки, выяснял Лайф.

Фото © ТАСС / Алексей Белкин

Фото © ТАСС / Алексей Белкин

Наталья подала иск в суд на управляющую компанию, которая обслуживает её дом. Пожилая жительница оказалась жертвой организации, которая ремонтировала кровлю. Квартиру Натальи затопило вследствие дождя, пока мастера колдовали над крышей. Ситуация повторилась и после того, как работники закончили ремонт. По стенам комнаты вновь потекли неуместные в доме водопады.

Управляющая компания отказалась возмещать причинённый квартире ущерб в добровольном порядке. Тогда женщина обратилась в суд, который принял решение взыскать с виновника ущерб. Правда, выплачивать долг организация не спешила. Только после наложения судебным приставом ареста на бытовую технику компании Наталья получила положенную компенсацию. В аналогичной ситуации оказалось множество жильцов. У кого-то после ремонта прорвало трубу отопления, у кого-то потёк стояк канализации. Проблем много, но, чтобы повысить шанс получить компенсацию, об этом нужно подумать сразу же после аварии. Иначе будет сложнее доказать свою правоту в суде.

Правила безопасности

Фото © ТАСС / Донат Сорокин

Фото © ТАСС / Донат Сорокин

В момент аварии и сразу после неё необходимо поставить в известность представителя управляющей компании и вызвать его на составление акта, — говорит управляющий партнёр юридической компании "Варшавский и партнёры" Владислав Варшавский. — Лучше это делать не только по телефону диспетчерской службы, но и направить им телеграмму.

По его словам, если управляющая компания не направит своего представителя, можно составить односторонний акт. Для этого нужно пригласить не менее двух незаинтересованных лиц, которые подтвердят зафиксированные в акте обстоятельства. Например, соседей по лестничной площадке.

Управляющий партнёр юридической компании PG Partners Светлана Петрикова предупреждает, что не стоит ждать, пока ущерб оценит сама УК. Важно сразу же брать инициативу в свои руки.

Наймите независимого оценщика, который подсчитает убытки с учётом многих параметров: от стоимости работ до стоимости повреждённых материалов, и составит отчёт, — рекомендует Петрикова. — Он будет являться официальным документом, на основании которого можно требовать компенсацию с УК. Также этот отчёт понадобится, если придётся обращаться в суд.

Далее нужно составить претензию с просьбой компенсировать вам ущерб, приложить к ней заключение независимого оценщика и отправить в УК.

Как показывает практика, если сумма ущерба невелика (до 50 тысяч рублей), управляющая организация выплачивает компенсацию без лишних вопросов. Во многих случаях это обходится им дешевле, чем судебная тяжба с собственником, рассказывает Светлана Петрикова.

Фото © ТАСС / Валерий Бушухин

Фото © ТАСС / Валерий Бушухин

По её словам, возможен и такой вариант, когда УК предлагает пострадавшей стороне самостоятельно приобрести материалы, предоставить им чеки, по которым они вернут затраты. В таком случае необходимые работы виновники обещают сделать своими силами бесплатно. На практике для УК это самый выгодный вариант, поэтому в большинстве случаев они настаивают именно на нём.

В случае если УК игнорирует претензию, пострадавшие могут направить жалобу в жилищную инспекцию. Она не выплатит компенсацию, но может воздействовать на УК.

На войне, как на войне, поэтому не лишним будет направить жалобу ещё и в Роспотребнадзор, потому что речь идёт уже о нарушении прав потребителя. Орган может провести внеплановую проверку УК и в случае нарушений наложить на неё штраф до 50 тысяч рублей.

Иногда сам факт обращения в Роспотребнадзор оказывает стимулирующее воздействие на желание УК выплатить вам компенсацию, — объясняет Светлана Петрикова. — Если вы обратились во все вышеперечисленные инстанции, но ответа нет либо результат отрицательный, у вас есть один-единственный выход — подать иск в суд.

Для этого необходимы следующие документы: выписка из ЕГРН, подтверждающая, что вы собственник квартиры, акт осмотра и отчёт оценочной организации. Само собой, чем более дорогостоящий ремонт пострадал в ходе аварии и чем выше сумма компенсации, тем больше управляющая компания будет сопротивляться тому, чтобы компенсировать ущерб. И тут имеет смысл настаивать не только на компенсации ремонта, но и морального вреда, а также на штрафе для УК.

Размер штрафа составляет 50% от присуждённой суммы, компенсация морального вреда, как правило, взыскивается в незначительном размере — пять-десять тысяч рублей. Размер ущерба определяется по фактически понесённым расходам для устранения последствий аварии либо по рыночной оценке, — пояснил Владислав Варшавский.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров