Проект Марс. Как SpaceX воплощает идеи гения-нациста
В планах бывшего офицера СС было отправить сразу десять космических кораблей в многомесячное путешествие. Он чётко обозначил, что технически это было возможно уже тогда, в первые мирные годы. Но властям США ракеты по-прежнему были нужны для некоторых других целей.
Фото © Hulton-Deutsch Collection / CORBIS / Corbis via Getty Images
Не всякому подростку можно так удачно подарить телескоп. Большинство ограничатся исследованием окон дома напротив. Впрочем, их отчасти можно понять: для них там ещё всё ново.
Но в аристократических семьях это было, конечно, не принято. Тем более в обществе верующих людей.
Так вот, однажды мальчик, достойный сын Германской империи, по семейной и вообще национальной традиции отправился в протестантский храм, чтобы пройти обряд конфирмации — воцерковления, можно сказать. Это не крещение, а именно демонстрация осознанного выбора. И в честь этого события мама вручила мальчику такой подарок. Телескоп. Впоследствии легендарный конструктор ракетно-космической техники вспоминал, что именно это определило его судьбу.
Вернер фон Браун (в центре). Фото © ИАЦ
А звали мальчика так: Вернер Магнус Максимилиан фрайхерр фон Браун. Фрайхерр — это, между прочим, титул, причём аналогичный баронскому. Его отец был министром продовольствия и сельского хозяйства, вот так. Но сынишка был убеждён, что не хлебом единым. В свои 12 лет он, как и многие мальчишки, интересовался машинками, но не простыми, а такими, которые оснащены ракетными двигателями. Были такие в 1920-х годах, выпускала их компания Opel. Вот, к примеру, один из кумиров Вернера — Макс Валье, один из пионеров ракетной техники и основателей Общества межпланетных сообщений. Это фото сделано в апреле 1930-го. Здесь Валье за рулём модели RAK-6. 17 мая он погибнет во время неудачных испытаний ракеты.
Макс Валье, апрель 1930 года. Фото © Wikipedia
Но это потом. А несколькими годами ранее наш молодой человек взял игрушечную машинку, прикрепил к ней определённое количество петард и запустил всё это дело прямо на улице при всём честном германском народе. Герр министр, конечно, лично явился в полицейский участок забирать сорванца.
Поначалу у юного изобретателя было не очень хорошо с физикой и математикой, но, как говорится, М — мотивация. В итоге он студент Берлинской высшей технической школы и испытывает ракеты на жидком топливе вместе с патриархом ракетостроения Германом Юлиусом Обертом. Потом сам генерал-майор Вальтер Дорнбергер приглашает его в научную группу по созданию баллистической ракеты, которая достигнет космоса. Это было очень почётно, а главное — интересно. А потом к власти приходит Гитлер. Всё гражданское ракетостроение немедленно закрывается, а военное — открывается так, что… не забудем, не простим.
И да, Вернер фон Браун был офицером СС, а с июня 1943-го — у нас тогда шли бои на Кубани — штурмбаннфюрером. И членом НСДАП, разумеется.
Мой отказ вступить в партию означал бы, что я должен отказаться от дела всей моей жизни
Мой отказ вступить в партию означал бы, что я должен отказаться от дела всей моей жизни
Вернер фон Браун
Вернер фон Браун, апрель 1941 года. Фото © Wikipedia
И он сделал Фау-2. Когда "оружие возмездия" по ошибке прилетело в Швецию, а оттуда несколько обломков привезли в США, их немедленно опознал американский физик-ракетчик Роберт Годдард, в честь которого сейчас называется Центр космических полётов в Мэриленде. Учёный ужаснулся: немцы похитили его конструкторские наработки, чтобы бомбить Великобританию. Правда, сам Годдард тоже вообще-то предложил идею реактивного гранатомёта базука.
Фон Браун всегда говорил, что не хотел бомбёжек. Что на самом деле хотел в космос. И в свободное от нацистов время размышлял… о полёте на Марс. Как-то раз он неосторожно, между прочим, в своём собственном доме в компании коллег высказался насчёт того, что надо строить космические корабли и вообще вермахту скоро капут. А в этот момент рядом была одна женщина, зубной врач. Она и обеспечила инженеру две недели в гестапо.
По-настоящему свободное от нацистов время появилось на горизонте событий, когда наши до Берлина дошли. Но сдаваться советским войскам он не захотел. За несколько дней до победы он изъявил желание работать с американцами.
Вернер фон Браун после сдачи в плен американцам, май 1945 года. Фото © Wikipedia
Мы полагаем, что только передав такое оружие тем людям, которых наставляет на путь Библия, мы можем быть уверены, что мир защищён наилучшим образом
Мы полагаем, что только передав такое оружие тем людям, которых наставляет на путь Библия, мы можем быть уверены, что мир защищён наилучшим образом
Вернер фон Браун
"Люди, которых наставляет на путь Библия", увезли его в Техас. Там он давился "резиновой" курицей, зато занялся действительно любимым делом. Правда, его всё равно заставили делать межконтинентальную баллистическую ракету, но всё-таки это не вермахт. Он сделал Америке спутник, а если бы они там наверху лучше соображали, то этот спутник мог полететь раньше советского. Он сделал трёхступенчатую ракету Jupiter-C. Наконец, он сделал ракеты "Сатурн", которые доставили американцев на Луну.
Но то всё присказка была. А масштабы фон Брауна распространялись далеко за пределы лунной орбиты.
Das Marsproject
Это брошюра на сто с лишним страниц. С цифрами и описаниями. Опубликовали её в 1952-м. Через год перевели на English. А вот на русском этого текста найн. До сих пор. Как его ни загугли. И ещё один потрясающий факт: в предисловии написано, что все расчёты сделаны в 1948 году.
Моей главной целью в ходе подготовки "Марсианского проекта" было продемонстрировать, что на основе технологий и ноу-хау, доступных тогда (в 1948 году), запуск большой экспедиции на Марс был определённо технически возможен
Моей главной целью в ходе подготовки "Марсианского проекта" было продемонстрировать, что на основе технологий и ноу-хау, доступных тогда (в 1948 году), запуск большой экспедиции на Марс был определённо технически возможен
Что же там говорится? Говорится так: сначала надо построить 46 ракет для полёта на орбиту. И они должны быть возвращаемые. Полностью. Две ступени будут садиться на парашютах, ещё одна — приземлится "по-самолётному", на крыльях. Таким образом их можно будет запускать многократно. В общей сложности нужно слетать 950 раз за восемь месяцев. Рассчитано, что на всё это мы потратим пять миллионов тонн топлива общей стоимостью в 500 миллионов долларов (разумеется, по тогдашнему курсу). С одной стороны, какой ужас. А с другой — это было, собственно говоря, ровно столько, сколько поедала за пять лет берлинская канатная дорога.
Как тебе такое, Илон Маск? Ты не только в советских архивах копался, но и у фон Брауна списываешь?
Таким образом мы на орбиту доставим всё необходимое для предстоящего полёта на Марс. А нам необходимо прямо там, в космосе, собрать десять штук космических кораблей. Их предлагалось отправить к Марсу по гомановской траектории. Гомановская, потому что рассчитал немецкий учёный Вальтер Гоман в 1925 году. Собственно, ради неё и надо стартовать с околоземной орбиты. Расчёт такой: дать кораблю максимально короткий, максимально "мгновенный" импульс с помощью двигателя и тут же его выключить. Благодаря этому корабль уйдёт из своего привычного круга и покинет зону земного притяжения. Но беспризорным он всё равно не останется. Он окажется на вытянутой эллиптической орбите вокруг Солнца и полетит по ней без всякого двигателя, просто по инерции. Он так будет лететь восемь месяцев и наконец попадёт туда, где проходит орбита Марса. А там в этот самый момент, по холодному расчёту, уже должен быть и сам Марс. И тогда мы ещё раз даём короткий импульс, чтобы не пролететь мимо, и сдаёмся в плен марсианской гравитации, то есть перебазируемся в дружный коллектив его спутников.
© GIPHY
Предусмотрены даже "космические катера", которые должны перемещаться между кораблями в долгом пути в случае неисправности или хотя бы, чтобы космонавты не сошли с ума от однообразия и могли хотя бы сменить компанию. Общий состав делегации — минимум 70 человек.
На трёх кораблях, по замыслу фон Брауна, должны быть спускаемые модули. Они будут садиться на Марс на крыльях. Надо сказать, тогда ещё никто не знал, что марсианская атмосфера слишком разрежённая и не позволит планировать подобным образом. В общем, спускается три модуля с космонавтами. Сказано, что на Красную планету высадится примерно 50 человек. Они пробудут на Марсе больше года, и у них будет при себе достаточный запас еды, воды и кислорода. А затем они сядут в два посадочных модуля вместе с собранными материалами и поднимутся обратно наверх, на орбиту, а оттуда распределятся в семь кораблей. Три остальных корабля вместе со спускаемыми аппаратами останутся на марсианской орбите навсегда. А один модуль, как мы поняли, будет стоять на поверхности как сувенир на память.
Конечно, с тех пор появилось много новой информации, и всё это приходится постоянно перерассчитывать с учётом этого. Но это вопрос техники. Важна идея. Да что там, сам фон Браун к 60-м годам, когда уже сделал Америку космической державой, всё пересчитал и представил новую версию Das Marsproject: всего-навсего два корабля на ядерных двигателях. Один — с экипажем, второй — грузовой. Уверял, что это можно сделать уже в 1980-е. Но тогда у власти был Никсон. А он предпочёл шаттлы, потому что с них удобно спутники-шпионы запускать.
"Проект Марс" сегодня
Вот теперь становится по-настоящему понятно, что делает SpaceX. Она делает Das Marsproject. Давайте посмотрим на Starship: большой-пребольшой и, что примечательно, возвращаемый. Какова его функция? Летать до орбиты и обратно. Первая ступень — носитель — в космосе отделяется и садится на плавучую платформу вертикально, "верхушка" довозит свой полезный груз до места назначения, стыкуется там с чем надо, выгружает и летит обратно. Приземляется, правда, тоже "стоя", не как самолёт. Зато, по сути, это получается как раз такая ракета, которая может заменить 46 штук, изначально запланированных фон Брауном. По проекту, ей достаточно слетать туда-обратно пять раз, чтобы полностью заправить ожидающий на орбите корабль для полёта к Марсу.
И, что характерно, Межпланетная транспортная система SpaceX предусматривает опять-таки импульс и выход на полуэллиптическую, то есть ту самую гомановскую траекторию. Только время полёта сократилось более чем вдвое — до 115 дней. А к тому времени, как астронавты нагуляются по Марсу на первый раз, Starship должен будет из марсианского льда (а он там имеется) добыть себе водород для топлива, и тогда он сможет стартовать на своих двигателях, без носителя. Потому что притяжение там не такое мощное, как у нас. В общем и целом — то, что доктор фон Браун прописал. Теперь осталось самое главное: чтобы Илона Маска не взял в оборот Пентагон и не направил на цели сугубо военные.