Регион

Уведомления отключены

23 января 2020, 08:30

Страховая афера. Как отличить поддельные ОСАГО и каско

Водители, будь это простой человек или начальник отдела крупной добывающей компании, всегда ищут способ сэкономить. Бензин, ремонт и страховка — постоянные статьи расходов. Попытка сэкономить на полисе каско привела одного из руководителей нефтяной компании в полицию. Полис, который ему продали в одной из фирм, оказался поддельным.

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock, © ТАСС / Антон Тушин

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock, © ТАСС / Антон Тушин

Откуда есть пошла афера

Стоит свыкнуться с одной крайне неприятной мыслью: контактные номера и данные на владельцев ВСЕГДА появляются у третьих лиц из баз страховых компаний. Да, несмотря на меры предосторожности, защиту, шифрование и прочие барьеры, нерадивые страховщики нет-нет да продают базы данных на владельцев третьим лицам. Тут важно пояснить, что работа по таким владельцам у менеджеров по продажам идёт непрерывно: они трудятся без выходных, и работа эта заключается в анализе потенциальных клиентов.

Необходимо сказать, что часто такие базы покупают конкурирующие компании: иногда этим промышляют отдельные менеджеры страховых, иногда — руководители целых департаментов. Цель во всех случаях одна — максимально поднять продажи и заработать бонусы к Новому году или отпуску. Но есть и те, кто звонит не с такими благими целями. Кому-то звонят сразу после оформления полиса и уверяют, что произошла ошибка и нужно доплатить буквально пару тысяч рублей, кого-то настигают за пару недель до истечения срока действия страхового полиса. Разница между пострадавшими измеряется десятками тысяч рублей. Позвонить владельцу старенькой "Лады" с просьбой доплатить, конечно, тоже могут, но гораздо выгоднее звонить тем, у кого в пользовании иномарка и желательно дорогая.

Попасть под раздачу

Мошенники делятся на два вида: умные и не очень. Вторые звонят владельцам и отправляют поддельные полисы на почту либо просто в сообщении, а оплату принимают на любую карту. А вот те, кто поумнее, разводят клиентов с большими деньгами гораздо более искусным способом. Для начала стоит напомнить, что не так давно по России прокатилась целая волна отзывов лицензий у страховых компаний. Клиенты, с которыми страховая на момент отзыва лицензии успела расторгнуть договоры, могут оказаться в щекотливом положении — в случае ДТП полис на руках превратится в обычный клочок бумаги, который не будет иметь никакой юридической силы. Недобросовестные страховщики часто пользуются такими ситуациями и расторгают договоры на ОСАГО и каско без уведомления клиентов. За это, конечно, их ждут административные и даже уголовные дела, но клиенты рискуют остаться виноватыми без вины — они-то ведь сполна и честно заплатили за страховку.

Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

Уберечься от такого почти невозможно — информация о расторжении договора страхования доходит до владельца либо в момент аварии, либо в тот момент, когда автомобиль останавливают сотрудники ДПС. У последних есть доступ ко всей актуальной базе страховых полисов, и экипаж ГИБДД сразу видит, активен ли страховой полис.

Поймай его, если сможешь

Попасть на липовый страховой полис очень просто. Для этого даже необязательно выходить из дома. Одна из таких историй недавно произошла в Москве. Водитель внезапно понял, что срок каско на его BMW подходит к концу. Пробежавшись глазами по информации в Интернете, водитель по имени Игорь нашёл страхового брокера с приятными условиями. Позвонив по телефону, Игорь узнал, что каско на его автомобиль могут продать со скидкой в 30% — всего 70 тыс. рублей вместо обычных 100 тыс.

Встретившись с брокером, Игорь получил на руки страховой полис по всей форме: данные на владельца, данные на автомобиль, печать, подпись. Убедившись, что документ настоящий, Игорь передал брокеру 70 тыс. рублей, и на этом встреча закончилась. Спустя пару недель после остановки автомобиля сотрудниками ГИБДД Игорь узнал, что его полис — поддельный. Обратившись в органы, Игорь узнал, что компания, от лица которой действовал неуловимый и неизвестный брокер, давно рассылает клиентам уведомления, что от имени страховой действует неустановленный мошенник.

При этом в страховой отметили, что из их офиса была похищена печать, без которой ни один договор страхования не может считаться действительным. Кто похитил печать из офиса, будут устанавливать следователи, а вот для чего — в этом никакой тайны как раз нет. Юрист Константин Наскоков пояснил для Life.ru, как работает такой механизм.

Превентивных мер не существует. Нельзя уберечься. Ну разве что не искать там, где подешевле, а страховаться в проверенных компаниях, не пользоваться услугами мультиброкеров, которые могут застраховать в любой компании, какие есть в России. Как вариант, можно попросить незнакомого брокера показать лицензию, но если человек в состоянии подделать печать, то подделать другие документы он тоже сможет

Константин Наскоков

юрист

Сериал "Во все тяжкие"

Как и любой проверенный официальный брокер, липовый страховой агент будет тактичен, вежлив, будет искать встречи в наиболее удобном для клиента месте. Никакого инструмента для идентификации мошенника по телефону просто не существует, поэтому юристы всегда советуют не встречаться с новыми людьми с глазу на глаз. Идеально для встречи подойдёт офис страховой компании — если брокер или человек, который выдаёт себя за сотрудника страховой компании, наотрез отказывается встречаться в офисе компании, то это верный признак того, что со страховкой, скорее всего, "кинут".

Фото © Агентство городских новостей "Москва" / Кирилл Зыков

Фото © Агентство городских новостей "Москва" / Кирилл Зыков

Отсудить эти деньги у страховой невозможно — если поддельные страховые договоры удалось продать сотням автовладельцев сразу после того, как представители страховой обратились в МВД с заявлением о краже печатей или любых других документов, то компания никакой ответственности за действия мошенников не несёт и нести не может в принципе.

Юристы отмечают, что именно во избежание таких происшествий ЦБ регулярно устраивает выволочку страховым компаниям. Чем сложнее получить доступ к клиентским данным, тем меньше риск, что тысячи людей будут переводить деньги мошенникам.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров