Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Пора вспомнить о телегах. Почему Белоруссия может остаться без бензина

Post cover

Фото © ТАСС / Наталия Федосенко

Президент Белоруссии Александр Лукашенко обвинил Москву в том, что она не пустила к нему казахстанскую нефть. Интересно, что Москва пока молчит, не комментируя это. Может, Батька опять блефует? А был ли мальчик? То есть нефть?

Договорённости между Минском и Астаной действительно были. Ещё осенью прошлого года. В ноябре сообщалось о том, что все параметры договорённости урегулированы.

При этом казахстанская сторона заявляла, что считает трубопроводный транспорт оптимальным, но не исключает возможности и мультимодальных поставок. На том, чтобы поставлять нефть по трубам, настаивал именно Минск. Так для него намного дешевле. Только вот дело в том, что единственная труба, позволяющая это сделать, — это приснопамятная "Дружба", и чтобы качать по ней что-то, нужно договориться с Россией.

Возможно, как раз о стоимости транзита не договорились. В конце концов, если Батька выставляет Москве нереалистичные требования по компенсациям за "налоговый манёвр" и отмене премий российским компаниям, то и Москва может устанавливать рыночную цену на транзит. Минск-то, понятно, хочет, чтобы рыночной была цена, по которой он сам продаёт за рубеж российскую нефть и нефтепродукты, а Москва чтоб ему поставляла "по-братски".

Впрочем, ещё в конце декабря официальный представитель "Транснефти" утверждал, что Белоруссия и Казахстан не обращались с предложением о транзите нефти через Россию. Так что не исключено, что заявления о том, что Москва что-то там не пустила, — это лишь выдумки белорусского президента.

Но чего это вдруг Батьке потребовалась казахстанская нефть, которая, даже поступая по трубам, дороже российской (в прошлом году Казахстан поставлял нефть в Европу по 445 долларов за тонну, в то время как Россия в Белоруссию — по 364), и нет никаких оснований для того, чтобы Астана сделала Минску скидку?

Днём ранее стало известно о покупке Минском норвежской нефти, которую планируется доставить через литовский порт Клайпеда железнодорожным путём на Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод.

При этом о её стоимости сознательно умалчивается. Один из источников Reuters сообщает о том, что только транспортные расходы — перевалка и транспортировка нефти до завода по железной дороге — будут стоить свыше 20 долларов за тонну.

Ещё известен объём — 80 тысяч тонн. Этого хватит Новополоцкому НПЗ примерно на полтора дня работы. Похоже, это была разовая пиар-акция. Способ показать Москве, что Белоруссия может обойтись без её нефти! Браво, Александр Григорьевич! В Москве, несомненно, оценили. А ещё оценят белорусские налогоплательщики.

Лукашенко в своих заявлениях пошёл вразнос: у России следует закупать не более 30−40% от необходимого республике объёма нефти, остальное же можно завозить через страны Балтии и Украину — по 30% с каждого направления. И, вообще говоря, он призвал закупать любую нефть: азербайджанскую, саудовскую, норвежскую, американскую. По мировым ценам. Это заявление тоже не может не вызывать улыбки.

Любая нефть просто не подойдёт белорусским НПЗ, построенным под определённый сорт топлива. Лёгкая саудовская нефть сразу отпадает. Польша ранее отказала Минску, заявив, что реверс по всё той же "Дружбе" технически невозможен. США, конечно, с удовольствием продадут нефть Лукашенко, чтобы сделать его экономически независимым от России. Вопрос в том — по какой цене. Учитывая, что завозить её придётся танкерами с другого полушария, цена будет космической.

Так может вообще обойтись без нефти, если так не хочется договариваться с Россией, а на альтернативную нефть нет денег?

Можно. Ещё можно отказаться от автомобилей и пересесть на тарантасы. Бензина-то тоже не будет. Остановится промышленность, умрёт сельское хозяйств. Ну со всеми вытекающими.

А если серьёзно, отказ от дешёвой российской нефти лишит Минск 40 процентов экспорта и 15 процентов ВВП. Ведь Белоруссия (точнее — Лукашенко и его окружение) неплохо зарабатывают на реэкспорте российской нефти.

России на это не то чтобы плевать, просто Россия хочет прагматичных отношений: хотите зарабатывать — пожалуйста, но не надо от нас требовать, чтобы мы в угоду вашему бизнесу предоставляли необоснованные скидки, корректировали наше законодательство в ущерб нашим компаниям. И вообще, дружба — это прекрасно, но не тогда, когда одна сторона полностью оплачивает расходы, а вторая торгует полученными выгодами.

Тем более что баснословные прибыли от российской нефти идут не на улучшение благосостояния братского народа, а на улучшение благосостояния отдельных его представителей. Понятно, что Лукашенко боится лишиться халявы, к которой он так привык, и начинает нервничать, пытаясь шантажировать Москву то угрозами срыва политической интеграции, то угрозами начать покупать нефть у конкурентов.

Да покупайте на здоровье, Александр Григорьевич! Только вот как вы это объясните своему населению? Забыли уже акции "Стоп бензин", сотрясавшие Минск 10 лет назад? Теракты в метро?

Тут ещё вспоминается румынский кондукэтор Николае Чаушеску, который однажды решил рассчитаться со всеми долгами за счёт народа, призвав его затянуть пояса, в то время как сам едва ли не купался в роскоши. Он плохо кончил.

Лукашенко, конечно, тоже может начать покупать "любую" нефть, провозгласив непримиримую борьбу за независимость от российского экономического диктата, попросив народ потерпеть. Ради великой идеи суверенитета. Только вот белорусский народ едва ли готов голодать, чтобы президент продолжал строить себе дворцы. Во имя любой идеи.

И тут Лукашенко придётся обратиться за поддержкой к "патриотам". Ну, наиболее "упоротые", конечно, ради суверенитета готовы на всё. Только они же в итоге его и свергнут, как это случилось на Украине.

Опасные игры затеваете, Батька! Лучше всё же поступиться своими амбициями и договориться с Москвой, пока предлагают по-товарищески. А хотите по-рыночному — так не удивляйтесь, когда Смоленск станет вашим новым домом, как для Януковича — Ростов.

Выбор редакции

Loading...