Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

МСУ 2.0 — поправки в конституцию перезагрузят местное самоуправление

Какие картины появляются перед глазами, когда слышишь фразы о власти, чиновниках и полномочиях? Большинство представит себе хамоватого пузатого бюрократа в антураже роскошного кабинета. Со служебным автомобилем и коррупционными наклонностями. Однако реальность такова, что на низовом уровне местного самоуправления, на том этаже публичной власти, что находится ближе всего к "земле", к конкретному гражданину, зачастую не находится финансовых ресурсов, чтобы привлечь на работу не просто сотрудников администрации, но и глав целых районов.

Фото © ТАСС / Щербак Александр

Так произошло недавно в Томской области, где на позиции глав муниципалитетов просто не находится кандидатов — в первую очередь из-за огромной ответственности и несопоставимой по деньгам материальной компенсации. Доходит до того, что доход глав районов настолько низкий, что они могут рассчитывать на меры социальной поддержки для семей с доходом ниже полутора прожиточного минимума.

И таких случаев по стране множество, в качестве примера можно также привести пример с выбором нового мэра города Дивногорска, что в Красноярском крае. Конкурс на замещение вакантной должности должен пройти уже 6 февраля, тем не менее желающих занять пост нет.

В чём же причина такого плачевного положения с кадрами в органах местного самоуправления? Как уже было сказано выше, во многом проблема заключается в том, что при большом объёме полномочий и ответственности материальная компенсация оставляет желать лучшего. Также не хватает полномочий, налогооблагаемой базы и источников доходов на местах.

Ситуация явно требует реакции на общегосударственном уровне. И меры по поддержке местного самоуправления были не просто предложены, но и прямо озвучены главой государства в его ежегодном послании в качестве пакета поправок в конституцию. Понятно, что внимание средств массовой информации, да и общества в целом, было приковано скорее к социальной части послания. Однако меры по поддержке МСУ не менее важны, особенно в плане устранения перекосов и разрывов в единой системе властной вертикали.

Так, в частности, президент предложил внести в конституцию понятие "единой системы публичной власти". В неё помимо собственно органов государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) будет входить и местное самоуправление. Органы местного самоуправления смогут рассчитывать на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения полномочий, имеющих государственное значение. Причём эта компенсация не будет актом доброй воли какого-то начальника — право на неё будет закреплено в конституции. Следует отметить, что независимость местного самоуправления от органов госвласти сохранится и запрет на ограничения прав МСУ будет недопустим.

Не стоит забывать о том, что о необходимости введения понятия "единой системы публичной власти" давно говорили юристы-конституционалисты. Нельзя забывать о том, что на органы местного самоуправления ложится большая ответственность, в том числе и при реализации национальных проектов, крупных инфраструктурных сооружений, а также некоторых функций государственной власти. Затраты на исполнение этих полномочий просто несправедливо перекладывать на и без того худосочные местные бюджеты, их надо компенсировать. После принятия президентских поправок в конституцию этот финансовый дисбаланс будет ликвидирован.

Кстати, ситуация с кадровым голодом на уровне органов местного самоуправления позволяет той же оппозиции приходить и спокойно избираться в сельские, поселковые и районные депутаты, становиться главами районов. Препятствий никаких — конкуренция-то зачастую нулевая. Однако из года в год мы видим лишь какие-то медиастрадания представителей оппозиционных партий, которые клянут муниципальный фильтр, который якобы только и мешает им реализовывать свои политические проекты на "благо" народа. Однако, стеная по поводу мунфильтра, оппозиционеры при этом сами на уровень МСУ идти работать не хотят.

Ну казалось бы — иди в МСУ и на деле покажи, на что способен. Построй там свой коммунистический или либеральный рай, докажи, что твоя программа работоспособна на небольшом участке, и получи право на её масштабирование. Но нет, в ответ молчок. Самое забавное, что часть оппозиции сейчас додумалась и вовсе критиковать президентские поправки в конституцию, которые как раз и расширяют значительно поддержку местного самоуправления, его права и материальную базу. Причина такой политической шизофрении понятна: никто в оппозиционной среде не умеет, не хочет и не может, засучив рукава, работать на местном уровне. Там, где нет вспышек фотокамер иностранных информагентств, где нет доступа к бюджету, где с людьми надо разговаривать предметно, а не языком лозунгов про "кровавый режим".

Берковиц Алексей
Берковиц Алексей

Выбор редакции

Loading...
закрыть