Штрафы станут в три раза выше. Минюст предложил жёсткие наказания для водителей-лихачей
Любителям быстрой езды нужно либо срочно продавать машину, либо закладывать пару сотен тысяч рублей на новые штрафы. Ездить быстро станет намного дороже, а самые недобросовестные рискуют даже сесть в тюрьму.
Ездить станет дороже
Министерство юстиции РФ представило новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). В новом документе министерство предлагает ужесточить наказание за превышение скорости движения. Но и без этого многие ограничения уже действуют на территории России с 1 января 2020 года. К примеру, купленные в автосалонах новые автомобили нельзя перевозить по городу без номеров. Сложность этой ситуации для простых водителей состоит в том, что вождение без номеров на новом автомобиле с точки зрения закона приравнивается к езде без регистрационных знаков и наказывается штрафом в размере 5 тыс. рублей или лишением прав на срок до полугода.
Фото © ТАСС / Ваганов Антон
Исправить эту ситуацию (пусть и неофициально) предложили автосалонам — самые клиентоориентированные продают автомобили, уже поставленные на учёт, а самые бдительные экипажи (и это, кстати, не только в Москве, но и в других городах) начали дежурить возле автосалонов. Кроме того, сложнее ездить без штрафов стало и тем, кто с помощью автомобиля зарабатывает себе на жизнь. Парковка во дворах для каршерингов и "газелей" с 1 января тоже под запретом. Если ограничение проигнорировать, наказание в виде 5 тыс. рублей не заставит себя ждать.
Штрафы — это хорошо?
Согласно данным статистики, каждая вторая смерть в автомобильных ДТП происходит за городом. Почти в половине случаев со смертельными ДТП речь идёт о столкновении, которое стало следствием превышения установленного лимита скорости. На протяжении многих лет в России существовал негласный, нигде не прописанный и нештрафуемый порог — до 20 километров в час. Этим пользовались многие водители, и большинство автомобилистов такой расклад устраивал. Правда, именно эти 20 километров в час отделяют жизнь от смерти — сила, с которой два автомобиля врезаются друг в друга, или сила, с которой сбивается пешеход, — две разные ситуации.
Фото © ТАСС / Пронин Андрей
В Европе и США штрафы за минимальное превышение отличаются как по размеру, так и по сути. Европейские полицейские штрафуют только в том случае, если превышение составляет пять и более километров в час. В Штатах всё проще: превышение установленной скорости хотя бы на километр в час — здравствуй, повестка в суд и 150 долларов в виде наказания. Чем грубее нарушение скорости, тем больше штраф. На практике это работает так, что получить штраф в 500 долларов просто за невнимательность — обычное дело для американских водителей.
Наш бывший соотечественник, а ныне офицер полиции в округе Orange County в Калифорнии Олег Марчук отмечает, что американцам свойственно постоянно превышать скорость, однако водители-рецидивисты в США — редкость.
Каждый последующий штраф за превышение оформляется с учётом ранее зафиксированных нарушений. Если человек нарушает постоянно, то в этом случае штрафы могут вырасти в два и даже в три раза. Отобрать права за это нельзя, но дело может дойти до ареста и даже исправительных работ, если самые простые методы воздействия не сработают
Водители не оценят, но так нужно
"Какой русский не любит быстрой езды?" Эта поговорка в современных реалиях обрела новый смысл. В смертельных ДТП всё чаще стали погибать сразу все (или почти все) пассажиры автомобиля. И если в регионах это происходит в основном на магистралях, то в Москве средняя скорость движения по Третьему транспортному кольцу или по одному из многочисленных шоссе, расположенных в черте города, ограничена 80 километрами в час. Если сопоставить скорости двух встречных машин и учесть, что движение происходит в плотном городском потоке, то от мощного лобового удара, когда один из водителей, например, вылетает на полосу встречного движения, жертв может быть гораздо больше, чем на оживлённой трассе.
Фото © ТАСС / Бобылев Сергей
В конце декабря 2019 года стало известно, что вице-премьер Максим Акимов предложил отменить так называемый нештрафуемый порог за превышение менее чем на 20 километров в час. Как отмечают СМИ, эта мера может оказаться единственным эффективным инструментом для выполнения указа президента о снижении числа погибших на 100 тысяч населения — с текущих 11,6 до четырёх. Безболезненно для водителей такие штрафы не пройдут, и уже есть первые цифры по ожидаемой волне "писем счастья". Согласно самым скромным подсчётам, ужесточение наказания за нарушение ПДД только в первый год может спровоцировать увеличение количества протоколов с текущих 25 млн (общее количество) в Москве до 50 млн только по нарушениям скоростного режима. И это всего за год.
Не так страшно
С одной стороны, водители (совершенно точно) поднимут вой в соцсетях, а с другой стороны — через некоторое время сами перестанут нарушать. Если верить данным немецкого автомобильного клуба ADAC, европейский механизм по борьбе с нарушениями скорости работает исправно. Немецкие исследователи выяснили, что "денежное" наказание работает не только на ситуацию, но и на её профилактику. Тут, разумеется, надо учитывать, что первый штраф за превышение скорости в Германии — сразу 500 евро. За повторное нарушение — уже 1000 евро. За рецидив на регулярной основе можно лишиться и транспорта — такое практикуют в Италии и Великобритании.
Фото © ТАСС / Алеев Егор
При этом психологи и врачи отмечают, что повсеместно может быть использован и другой метод профилактики нарушений — визуальный. Врач-психотерапевт Владислав Сыркин говорит, что может сработать та же самая схема, что сейчас используется на пачках с сигаретами.
Можно на экранах или билбордах размещать те же самые надписи, что на пачках. Что-то вроде "Снизь скорость, сохрани жизнь". Как это точно будет выглядеть — поймём через полгода-год, если закон примут. То есть визуально данные о превышении скорости будут восприниматься как угроза, как опасность. Психика человека устроена таким образом, что даже злостный нарушитель будет замечать такие предупреждения
И хотя первый заместитель главы МВД Александр Горовой заявил, что смертность на дорогах России снизилась с 27,5 тыс. человек в 2009 году до 16,9 тыс. человек в 2019 году, ГИБДД и профильным министерствам ещё есть над чем поработать. Глава Госавтоинспекции Михаил Черников пояснил, что в 2019 году, по предварительным данным, смертность на дорогах России по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 7%. Кроме того, в ГИБДД давно работают над основными причинами ДТП с летальным исходом. Большая часть из них происходит на дорогах федерального значения. Около трети аварий связаны с выездом на полосу встречного движения, порядка 35–40% — наезды на пешеходов. Основной причиной этих ДТП является превышение скоростного режима. И как раз с этими нарушениями начнётся самая серьёзная работа.