Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Узнавай важные новости первым

Почему обманывать легче вечером. О чём вам не расскажут в магазинах

Часто цифры на ценниках в магазинах оказываются меньше тех, которые потом пробивают на кассе. Что делать, чтобы не заплатить больше, и какие ещё уловки есть у продавцов, выяснил Лайф.

25887
Post cover

Фото © ТАСС / "Ведомости" / Евгений Разумный

"Купила в магазине сок. Стоимость по ценнику в торговом зале была 50 рублей, но на кассе она подскочила до 75. На мой вопрос о странной сумме кассирша заявила, что она "вот по такой пробила", — написано в отзывах о работе одного крупного гипермаркета.

"25 рублей — ещё ничего. Бывает, магазины вообще наглеют, разница доходит до 100 рублей и выше", — отвечают другие пользователи.

Если внимательно проверять чеки и сверять их с ценниками, часто увидишь интересную игру цифр. И всегда не в пользу покупателя. Ретейлеры размахивают руками. "Что вы, — говорят, — это не обман! Просто сотрудники не успевают вовремя поменять ценники. Цены у нас непостоянные, и новая партия товара может стоить уже иначе". Но верится в это с трудом. Ведь если стоимость ниже, то товара купят больше. Это увеличит продажи. Вот вам и прямая выгода.

Уловки в супермаркетах есть разные. Бывает, крупным шрифтом на ценнике написана цена, которая действует только при покупке нескольких товаров. А внизу (так мелко, что не каждый разглядит) указаны условия акции и цена за одну позицию. А то и вовсе напишут загадочно 1 + 3 или 1 + 1. Кто поймет, что это значит?

Ещё встречается, что ценники размещены вразброс — так, что не очень понятно, к какому именно товару они относятся. Покупатель может думать, что стоимость соответствует этому товару, а на самом деле другому. Ещё одна история связана со скидочной картой, когда крупно указывают сниженную цену, действующую только при предъявлении этой карты. Покупатель часто бессознательно будет ориентироваться на заниженную стоимость, — рассказал председатель организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов.

Фото © ТАСС / Сергей Коньков

Эксперты компании "БКС Премьер" согласны с тем, что в последнее время покупатели всё чаще сталкиваются с ситуацией, когда цены, заявленные магазином, не соответствуют тем, что потом пробивают в чеке.

В последний год появилась новая недобросовестная практика ретейлеров, когда они размещают множество ценников с указанием разной стоимости на один и тот же товар. Продавцы просто не убирают ценники с указанием более низкой цены после того, как акция завершилась. Разница в стоимости товара, на который действовала скидка, может быть очень существенной, до 50%. В случае если покупатель видит на кассе, что цена товара не соответствует заявленной, и предъявляет претензию, продавцы объясняют расхождение тем, что лишний ценник с более низкой ценой просто не успели убрать. Часто человеку уже не хочется возвращаться в торговый зал и искать альтернативу, он и соглашается оплатить этот товар, — рассказывают они.

В "БКС Премьер" обращают внимание ещё на одну уловку с дорогими продуктами, стоящими в два-три раза выше, чем простые аналоги. Дорогостоящий товар размещают на одной полке и в одном ряду с аналогичной продукцией, создавая иллюзию доступной цены за качественную вещь. Отсутствие ценника, если покупатель начинает им интересоваться, объясняют нерасторопностью мерчандайзеров и тем, что товар только привезли, а ценник просто не успели разместить.

Сбросить граммы

Можно заработать и на игре с весом. Тут продавцы работают в сговоре с изготовителями, которые сокращают объём и массу товара в упаковке при сохранении или увеличении его цены. Речь идёт о фасованных продуктах: кондитерских изделиях, крупах, соках.

Фото © ТАСС / Егор Алеев

За последние пять лет до 30% всех товаров уменьшились по своей массе. В итоге вы думаете, что цена указана за один килограмм (например, гречки), а там может быть цена за 850 граммов. Пересчитывать это в стоимости за килограмм и сравнивать с килограммовой упаковкой, которая стоит рядом, мало кто будет. Благодаря такому "сжатию" продукция становится до 20% дороже. Нужно менять закон "О защите прав потребителей", чтобы была обязанность указывать на ценниках две стоимости: за упаковку и за килограмм, — пояснил председатель правления "Международной конфедерации обществ потребителей" (КонфОП) Дмитрий Янин.

Ценник всегда прав

В супермаркетах человек покупает много товаров, и запомнить все цены невозможно. Несоответствие в цифрах замечает очень мало покупателей. Большинство никогда ничего не узнает. По этой причине нечестность с ценниками — массовое нарушение.

По закону магазин обязан продать товар по цене, которая указана в торговом зале. Если вы обнаружили несоответствие, нужно требовать перерасчёта и возврата разницы в цене, — пояснил Дмитрий Янин.

Если кассир идти навстречу отказывается, зовите администратора. Обычно на этом этапе все подобные споры заканчиваются, покупатель получает свои деньги. Но не помешает всё равно оставить запись в жалобной книге и подать заявление в Роспотребнадзор. Для этого надо сфотографировать чек и ценник. Обратите внимание: уносить ценник из торгового зала нельзя.

Кто ходит в магазины по утрам, тот поступает мудро

Сейчас в серьёзных магазинах установлено что-то вроде валидаторов. Ещё до кассы к ним можно приложить штрихкод вашей покупки и увидеть верную цену. Пройдя кассу, всегда изучайте чек. Если что-то вызывает недоумение, обращайтесь к кассиру или администратору зала, — советует председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ.

Фото © ТАСС / Егор Алеев

Ещё эксперты в полушутку рекомендуют ходить в магазины в первой половине дня. Есть такой "эффект утренней морали". Это значит, что, по статистике, люди честнее по утрам. В течение дня уровень порядочности снижается.

К тому же в ранние часы в супермаркетах бывает меньше народа. Замечено, что в таких условиях люди покупают меньше, чем когда магазины переполнены.

Размер имеет значение

Проблема нечестных ценников — не только российская. Недавно в Праге провели исследование и выяснили, что каждый пятый продуктовый магазин обманывает покупателей-иностранцев, завышая стоимость их покупок более чем в два раза. Мужчины попадали в ловушку чуть чаще, чем женщины.

Термин "шринкфляция" (так называется уменьшение объёма товара в упаковке при сохранении цены) появился несколько лет назад в США и пошёл гулять по миру.

В Англии пару лет назад было громкое возмущение покупателей из-за шоколада Toblerone, когда производитель уменьшил его массу, сделав большим расстояние между треугольниками плитки. Сейчас в Великобритании примерно 2,5 тысячи продуктов — жертвы "шринкфляции". Это шоколадки, соки, яйца и даже рулоны туалетной бумаги.

Не пейте, дети, молоко

Ценники — не единственная головная боль покупателя.

Фото © ТАСС / Егор Алеев

Большая проблема — это сроки годности. Товары, которые стоят на полке у края, часто бывают просроченными или со сроком годности, который вот-вот закончится. Когда мы исследуем торговые точки, то практически в каждой из них находим просрочку. В некоторых торговых сетях количество таких нарушений доходит до 90%. То есть они обнаруживаются в девяти из десяти проверяемых магазинов, — привёл данные Олег Павлов.

Обычным делом стала схема, когда сотрудники супермаркетов по просьбе поставщиков не выкладывают в зал товары со свежими сроками, пока покупатели не разберут с полок старые. Особую бдительность проявляйте в субботу и воскресенье, когда люди закупаются на всю неделю, а на прилавках остаются только товары с пограничным сроком годности. Расчёт на то, что за неимением свежего товара покупатели "подчистят" проблемную просрочку.

Ещё немногие ретейлеры соблюдают стандарты по температуре хранения. В холодильниках часто не хватает двух-четырёх градусов, что критично для некоторых продуктов. Например, в молоке из-за этого могут развиваться вредные микроорганизмы.

Из последних тенденций — добавление в молочные продукты говяжьего жира. Он пришёл на смену пальмовому маслу после того, как его научились выявлять. Официальных методик по определению говяжьего жира пока нет, а его использование сильно удешевляет производство. В итоге покупатель недополучает полезных витаминов, зато потребляет с молоком не очень полезный жир. Здравствуйте, лишний вес и больной желудок!

Выбор редакции

Loading...