Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Новые истребители и новые рынки. "МиГ" и "Сухой" объединят ради прорыва по всем направлениям

Фото © ТАСС / Марина Лысцева

Post cover

Крупнейшие конструкторские бюро, занятые разработкой боевой авиации, объединят в одну структуру. Новая организация будет заниматься производством самолётов следующие годы.

Когда нужно конкурировать

Успешно продавать новейшее вооружение — целая наука. Овладеть ею сложно, а эффективно работать на протяжении десятилетий сложно вдвойне. В последние несколько лет продажи российского оружия росли, однако конкуренция на международных рынках заставила российских авиастроителей действовать более решительно. В начале февраля 2020-го стало известно, что корпорации МиГ и "Сухой" будут объединены в единый дивизион военной авиации. Задачи для новой структуры ставятся масштабные — не только разработка перспективных истребителей для ВКС, но и активные продажи техники на экспорт.

Заниматься и правда есть чем. Хотя экспортные контракты на истребители четвёртого поколения и радуют приличными суммами, работать над перспективными проектами по-прежнему необходимо. Например, истребитель пятого поколения Су-57, серийное производство которого началось в 2019 году, уже заинтересовал потенциальных покупателей. Однако нужно понимать, что на экспорт будут продавать совершенно другую машину, для создания которой могут потребоваться дополнительные ресурсы, силы и время.

Доктор технических наук, руководитель департамента по разработке авиационного оборудования Владимир Санников отметил, что на создание экспортной машины потребуется не менее трёх лет.

Нужно иметь в виду, что строевая машина летает в ограниченных режимах, применялась в боевых условиях всего один раз и для сбора данных о средствах поражения. Создать на её базе экспортный самолёт — это задача на ближайшие годы, и работать над этим придётся так же кропотливо, как и над проектированием оригинального истребителя

Владимир Санников

инженер-конструктор

Дорогу осилит сильнейший

Фото © ТАСС / Григоров Гавриил

Объединение РСК "МиГ" и ОКБ Сухого происходит не просто так. Во-первых, важно понять, что примерная расстановка сил по конструкторским бюро такова: около 90 процентов научных и опытно-конструкторских работ, которые соответствуют понятию "самолёт будущего", проводится именно в ОКБ Сухого. Единственный перспективный проект, с которым сейчас работают в РСК "МиГ", — истребитель МиГ-35.

Однако о полномасштабных закупках МиГ-35, равно как и о планах ВКС на испытания и "опытно-промышленную партию", пока ничего не слышно. Существует мнение, что военные не спешат проявлять интерес к перспективному МиГу по ряду причин. Основная версия — новая машина построена на базе МиГ-29М2 с незначительными изменениями, среди которых более производительная РЛС и новый комплекс бортового оборудования. Однако с похожими решениями МиГ-35 принимал участие в индийском тендере на закупку перспективной боевой техники и проиграл в этом сражении французскому Dassault Rafale. И эта новость почти сразу стала достоянием отраслевых изданий, которые принялись "хоронить" МиГ-35. Тем не менее причины для объединения и даже фактически передачи РСК "МиГ" в ведение ОКБ Сухого совсем другие.

Исполнительный директор отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отметил, что по части лидерства технологий в России давно определены лидирующие КБ.

По факту, потенциал, которым обладал МиГ в 1980 годы, к нулевым годам почти обнулился. Руководство компанией уже многие годы возлагается на выходцев из "Сухого", не считая периода, когда МиГом руководили выходцы из "Иркута", так что от объединения хуже никому уже не будет.

Олег Пантелеев

Исполнительный директор отраслевого агентства "АвиаПорт"

И хотя МиГ-35 оказался на втором месте после Dassault Rafale в индийском тендере, сорвавшийся экспортный контракт заставил руководство ОАК задуматься над тем, как именно, в каком качестве конструкторское бюро будет жить в ближайшие десятилетия.

Только "Сушки"

Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

Создание дивизиона боевой авиации, по мнению экспертов, отражает общую тенденцию к укрупнению и консолидации. Теоретически выгоды от такого шага очевидны: теснее и быстрее будет происходить взаимодействие инженеров, появятся постоянно растущие возможности для использования передовых наработок в проектах у разных коллективов и сократится внутренняя конкуренция, существовавшая, пусть и негласно, между несколькими КБ со схожим профилем и разным опытом. Не стоит забывать и про снижение издержек.

Правда, по мнению исполнительного директора отраслевого агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, минусы в слиянии тоже имеются.

В отсутствие альтернативного разработчика может не оказаться "плана Б", цена ошибки конструкторов окажется выше. Но это вопрос, выходящий за рамки темы слияния. Как организовать внутри одного коллектива конкурсы проектов — это вопрос к менеджерам. Ничего невозможного тут нет

Олег Пантелеев

Исполнительный директор отраслевого агентства "АвиаПорт"

Здесь стоит отметить, что по-настоящему прорывные проекты, связанные с применением авиации в войнах будущего, сейчас имеются в основном у конструкторского бюро Сухого. Вместе с истребителем пятого поколения, созданным в рамках программы производства ПАК ФА Т-50, построен, испытан и находится на финальном этапе подготовки беспилотник С-70 "Охотник". Есть ли аналогичные проекты у РСК "МиГ"? Это станет ясно сразу после объединения двух ранее конкурировавших друг с другом авиационных фирм.

Говоря об аналогичном зарубежном опыте, стоит вспомнить и европейский истребитель Eurofighter, который создавался с широкой кооперацией сразу нескольких государств. Военный эксперт Илья Крамник пояснил, что с каждым поколением истребители становятся всё сложнее, и производить их всё труднее даже для крупных стран.

В 1910-м для нового самолёта нужен был инженер, пара механиков и плотник с сараем для сборки. Сейчас можно наблюдать, как время от времени отдельные страны или группы стран объединяют свою промышленность для снижения издержек

Илья Крамник

Военный эксперт

Тот же опыт может пригодиться и в России. Например, взаимодействие с одним из крупнейших импортёров российского оружия — Индией — может позитивно сказаться на продажах как уже созданных, так и перспективных машин. И в этом смысле единая команда разработчиков и промышленников может сделать гораздо больше, чем две отдельные друг от друга компании.

Выбор редакции

Loading...