Samsung без "ума". Корейцы отключают SMART TV в России
В январе исполнился год как гендиректор российского филиала компании Samsung занял свою должность. К годовщине, как будто специально, телевизоры бренда перестали работать по всей стране. Samsung без объявления войны отключила огромное количество экранов в России. Лайф разбирался, как быть владельцам устройств, которые больше не могут пользоваться онлайн-кинотеатрами и прочими функциями Smart TV.
Кто это придумал?
Президентом штаб-квартиры Samsung по странам СНГ является Саймон Сонг. Он присоединился к корейской компании ещё в 1987 году. Работал в офисах Samsung в Европе и Корее.
Фото © Samsung
После того как Samsung "погорела" на продажах флагманского смартфона Samsung Galaxy Note 7, руководство компании на коленях извинялось перед китайцами. Там "взрывающиеся" смартфоны были максимально популярны — так же, как максимально популярны телевизоры этого бренда в России. Интересно, будут ли готовы Сонг и его заместители извиниться перед гражданами нашей страны?
Почему Smart TV от Samsung отупел?
Samsung заблокировала в России Smart TV на "серых" телевизорах. То есть покупатели приобретали телевизоры на "Яндекс.Маркете" или в любом другом интернет-магазине, а затем неожиданно встречались с системной ошибкой, которая полностью выводила их телевизор из строя. Решать проблему покупкой дополнительной SMART-приставки, заменой материнской платы (около 10 тысяч рублей, на минуточку) многим не понравилось. Точнее, люди даже не планировали этого делать.
Фото © vk.com / В тираже | Актуальные #новости
Пользователи сообщают, что их телевизоры при активации Smart TV показывают надпись: This TV is not fully functional in this region ("Этот телевизор не работает полностью в вашем регионе"). Это значит, что телевизор больше не работает с приложениями — не может запустить фильм через онлайн-кинотеатр или видео с YouTube.
Объяснения компании Samsung не выдерживают никакой критики. По словам производителя, телевизоры у граждан России были заблокированы — внимание! — "для обеспечения пользователей качественной работой устройства". Чтобы улучшить опыт пользования техникой Samsung, в компании рекомендовали просто купить новый телевизор их марки, обязательно сертифицированный в России.
— Заблокированные функции не могли быть доступны на таких устройствах без проведения манипуляций по изменению установленных заводских настроек (например, разблокировки или перепрошивки). Такие устройства не сертифицированы для использования в российском регионе, что исключает возможность производителя гарантировать корректную их работу, доступность всех функций, а также своевременное и качественное сервисное обслуживание в соответствии с глобальными корпоративными стандартами компании Samsung Electronics, — говорится на сайте компании.
Как отреагировали пользователи?
На Change.org была создана петиция с требованием проверить законность решения компании Samsung. На момент выхода материала её подписало около тысячи человек. Более активные начали сразу же жаловаться в Роспотребнадзор, а то и вовсе возвращать ставшие бесполезными телевизоры.
Фото © Shutterstock
— Загуглив проблему, я понял, что у десятков тысяч людей такая же проблема. Подписав и отправив петицию в Samsung, я хотел бы, чтобы они поняли, что она разочаровала многих своих потребителей. Ведь откуда мы должны знать и, главное, как проверять, серый ли у них телевизор, чёрный или золотой. Если компания Samsung делит свою продукцию на серую, бурую, зелёную и не хочет осуществлять региональную поддержку, какое право они имеют ухудшать и ломать то, за что они получили деньги! — говорит автор петиции (орфография сохранена).
Очевидно, что проблема массовая. Samsung — самый популярный бренд телевизоров в России за первые 9 месяцев 2019 года, согласно исследованию "М.Видео — Эльдорадо". За прошлый год в России было продано более 5 млн телевизоров, почти 70% продаж приходится на Samsung, LG и Sony. Доля бренда Samsung — почти 2 млн телеэкранов, так что масштаб проблемы — целый мегаполис размером с Казань или Нижний Новгород.
Так только в России происходит?
Нет. Иностранные пользователи Reddit сообщают о подобных проблемах. Один юзер включил VPN для смены региона, и Smart TV на его телевизоре Samsung перестал работать. Другой пользователь купил телевизор в одной стране, а пользовался в другой. Результат — тот же, что и у россиян.
Фото © Shutterstock
— Я купил SamsungTV Series7 55 в США и вернулся в Монголию. Телевизор работал нормально до сегодняшнего дня. Я получил сообщение, в котором говорилось: This TV is not fully functional in this region, and smarthub is not working. Я сбросил настройки телевизора, и ничего не изменилось, я даже не могу войти в учётную запись Samsung, потому что не работает smarthub, — пишет пользователь.
Другие бренды тоже так делают?
Фото © Shutterstock
Лайф изучил сообщения о SmartTV на Reddit и не нашёл жалоб на работу телевизоров остальных брендов в других регионах. Более того, пользователи пишут, как меняют регионы программно и получают доступ к иностранным трансляциям.
— Никакие географические факторы не скажутся на функционировании программных и аппаратных компонентов Mi TV: устройство будет нормально работать на территории России, — говорит Лайфу пресс-служба Xiaomi. — В то же время российским покупателям мы рекомендуем приобретать телевизоры Xiaomi в официальных каналах по ряду причин. Во-первых, неофициально импортируемые товары не оснащаются декодерами, необходимыми для работы цифрового ТВ. Во-вторых, контент из фирменной оболочки PatchWall предназначен для локального рынка, насладиться им на устройствах, произведённых для других стран, будет невозможно. И, в-третьих, официальные российские Mi TV производятся на территории нашей страны, что делает цену продукта максимально привлекательной по сравнению с неофициально импортируемыми устройствами.
Как вернуть деньги за отупевший телевизор?
Роспотребнадзор уже зафиксировал проблему и в настоящее время собирает информацию для помощи покупателям в России. Ведомство фиксирует всплеск обращений от недовольных клиентов.
— Роспотребнадзор в настоящее время изучает поступающие жалобы и обращает внимание, что будут приняты все необходимые меры, направленные на защиту потребителей в сложившейся ситуации, — сообщили Лайфу в ведомстве.
Более того, своими действиями Samsung подставляет своих же продавцов. В Роспотребнадзоре сообщают, что отсутствие половины функционала в приобретённой технике является достаточным основанием для её возврата и требования возмещения её стоимости в полном объёме.
— Если потребитель лишён возможности использовать товар по назначению, то такой товар признаётся некачественным, — рассказали Лайфу в Роспотребнадзоре. — Это порождает право потребителя отказаться от некачественного товара, расторгнуть договор и потребовать вернуть уплаченные за него денежные средства. Указанное требование может быть адресовано продавцу.
По итогам проверки законности действий компании Samsung Роскомнадзор даст правовую оценку демаршу корейского производителя.
— Надлежащая правовая оценка действий продавцов, изготовителя товара или уполномоченной им организации может быть дана исключительно в рамках реализации административных полномочий Роспотребнадзора при рассмотрении конкретных обращений пострадавших потребителей.
Эксперты отмечают, что потенциально Samsung может получить претензии от граждан России даже в международных инстанциях, поскольку речь идёт о телевизорах, ввезённых в Россию из других стран.
— К сожалению, шансов на компенсацию у потребителей мало. Продукция была приобретена без сертификатов Ростеста и ЕАС, а значит, неофициально, так что заявление в суд придётся подавать по месту нахождения того представительства техники Samsung, где она была произведена. Получается, что выходов у пострадавших несколько: сменить регион на устройстве (не самое законное действие), приобрести приставку, стоимость которой покрывается разницей в цене европейских и российских производителей, попробовать вернуть деньги у фактического продавца (невозможно, так как основные функции работают) или попробовать судиться в международных судах, — рассуждает Геннадий Николаев, эксперт "Академии управления финансами и инвестициями".
Согласно статье 18 закона "О защите прав потребителей", при обнаружении дефектов купленного товара, которые не были оговорены продавцом, покупатель вправе вернуть товар ненадлежащего качества и потребовать его замены на качественный товар или возврата уплаченной за него суммы. Если вам отказывают, обратитесь в Роспотребнадзор.
Лайф направил запросы в штаб-квартиру компании Samsung в Сеуле, а также в представительство компании в России, но ответа мы не получили.