12 февраля 2020, 11:30

Скрытая подстава. Как у водителей вымогают деньги с помощью навязанных услуг

Первый в истории случай отключения автопилота "теслы" за неуплату возмутил автолюбителей по всему миру. Водители сразу начали вспоминать, как и в чём их обманывают автопроизводители и автодилеры, которые продают машины с кучей дополнительных услуг.

Фото © Getty Images

Читать на сайте Life.ru

Самое популярное — страховка

Фото © ТАСС / Александр Рюмин

Навязывание, в общем-то, ненужных сервисов — общемировая история. В этом смысле нет каких-то серьёзных отличий между Россией и, скажем, Соединёнными Штатами Америки, где на каждой дорогой страховке могут заработать три, а то и четыре стоимости полиса. И это вина не производителей, а дилерских центров, с которыми страховые компании работают на, мягко говоря, очень странных условиях. Если верить данным проекта ОНФ "За права заёмщиков", то страховые компании умудряются навязывать услуги на самом массовом продукте — полисах ОСАГО. По данным ОНФ, более 30% опрошенных автовладельцев сталкиваются с навязыванием дополнительных услуг при оформлении этих полисов.

Большинство опрошенных водителей отметили навязывание платного техосмотра у страховщика и дополнительное страхование жизни, здоровья или имущества. На практике это работает следующим образом: если менеджер страховой компании понимает, что клиент собирается платить только за один продукт, то внезапно либо начинает "зависать" программа, либо выясняется, что нет пустых бланков, необходимых для оформления. Знаменитое "приходите завтра" у страховщиков звучит всё чаще, если в офисе появляется клиент, который настроен купить строго определённый страховой продукт.

Отзывной развод

Фото © Getty Images

Не секрет, что большая часть автодилеров зарабатывает не на самой продаже автомобилей, а на их обслуживании и ремонте. Стоимость этих работ регламентируется так называемым нормо-часом и согласовывается с автопроизводителем, однако на практике это работает совсем не так. Несколько лет назад Федеральная антимонопольная служба уже обращала внимание на некоторых автопроизводителей из-за завышения стоимости работ по сервисному обслуживанию у официальных дилеров.

После того как контролирующие органы пригрозили автопроизводителям штрафами, ситуация начала меняться. Чтобы избежать судебных исков и многомиллионных штрафов, производители расширили сеть независимых сервисных центров, допущенных к ТО и гарантийным работам. В 2012–2015 годах "под раздачу" и наблюдение со стороны ФАС попали Skoda, Hyundai, KIA, Jaguar, Land Rover, Ford и целый ряд других автопроизводителей, успешно работающих в России. Фактически им было поставлено жёсткое условие: не можешь контролировать дилерские центры и не умеешь проводить ремонт — будешь платить штраф.

Ситуация стала лучше, но незначительно. Автопроизводители привыкли зарабатывать, и внезапно не только Россию, но и всю Европу накрыла волна отзывных кампаний, которые в народе назвали "бесплатным лохотроном". Суть условно бесплатного заезда в сервис на устранение неисправности была проста — автовладельцу меняли "гарантийную" деталь и заодно предлагали провести ещё пару процедур. Точнее, пугали скорыми поломками при отказе.

И тут важно понять, что наценка официального дилера на ТО в авторизованном сервисном центре дороже обслуживания в таком же, пусть и неофициальном сервисе, не меньше чем на треть. И это только в том случае, если речь идёт об относительно массовом сегменте автомобилей. В случае с премиум-автомобилями под маской отзывной кампании может скрываться "развод" на 40–50 тысяч рублей, в зависимости от модели и стоимости автомобиля, а также адекватности владельца.

Юрист и эксперт по защите прав потребителей Александр Громовой отмечает, что этими обстоятельствами многие салоны фактически вынуждают автовладельцев ремонтировать автомобили в рамках собственной программы обслуживания.

Соответственно, мы понимаем, что тот, кто эту систему разработал, может устанавливать для неё определённые минимальные цены, которые называют "рекомендуемыми". На практике дилеры работают кто во что горазд. Одни соблюдают технологию и цены не гнут, другие и ремонт качественно не делают, и счёт клиенту отдают на оплату раза в полтора-два больше, чем обычно

Соответственно, мы понимаем, что тот, кто эту систему разработал, может устанавливать для неё определённые минимальные цены, которые называют "рекомендуемыми". На практике дилеры работают кто во что горазд. Одни соблюдают технологию и цены не гнут, другие и ремонт качественно не делают, и счёт клиенту отдают на оплату раза в полтора-два больше, чем обычно

Александр Громовой

юрист

"А если не будут брать, отключим газ"

Фото © Getty Images

Другой, правда, пока экзотический и от этого крайне дорогой метод развода используют компании — операторы спутниковых охранных систем. Те самые, что звонят по 20 раз в день и спрашивают, что сейчас происходит с вашей машиной. Начнём с того, что сама по себе спутниковая сигнализация — удовольствие не из дешёвых. Приличная система стоит примерно 60–100 тысяч рублей. Но, купив спутниковую сигнализацию и установив её на автомобиль, владелец не избавляет себя от проблем. Скорее он их приобретает.

Ежегодно владелец спутниковой сигнализации, установленной на автомобиле Toyota Land Cruiser, платит за обслуживание от 15 до 20 тысяч в год. Если хотя бы на пару дней "забыть" об обязательном платеже, то машина может просто не завестись. Один из столичных автовладельцев зимой 2019 года столкнулся с такой проблемой, и на его возмущённые звонки в компании-операторе просто ответили, что "либо заплатите и катайтесь, либо расторгайте договор". Владелец внедорожника сделал выбор в пользу расторжения договора и поехал в офис компании... на метро. Запускать автомобиль дистанционно оператор охранной системы наотрез отказался, сославшись на некие внутренние правила.

Кожаные мешки

Кадр из видео YouTube / Tesla

Проблемы российских автомобилистов и особенности управления бизнесом Илона Маска редко имели что-то общее, но, похоже, миллиардер и основатель компании Tesla решил пересмотреть свой подход к ведению бизнеса. В середине ноября 2019 года Tesla продала на онлайн-аукционе электромобиль Model S человеку, которого в России, да и во всём остальном мире называют перекупщиком. В штатную комплектацию автомобиля помимо некоторых опций входил и фирменный автопилот с функцией обновления до полностью автоматической системы вождения FSD (Full Self-Driving).

Позднее перекупщик продал этот автомобиль другому человеку, и покупатель, заплатив полную сумму, принял электромобиль в пользование. А дальше началось странное. После одного из плановых обновлений, которые автомобили Tesla получают через интернет по специальному каналу, автопилот внезапно отключился. Владелец автомобиля сразу же обратился в службу поддержки, где ему рассказали, что автоматическое вождение он больше не может использовать, поскольку... эта функция не оплачена.

Сейчас клиент решает, с кем судиться в первую очередь — с автосалоном, который не предупредил его об особенности автомобиля, или с производителем, который отключил то, что должно было (теоретически) поставляться с завода в нормальном, исправном виде. Наибольшее раздражение владельца электромобиля Tesla вызывает тот факт, что возможность включения автопилота заблокировали без уведомления и какого-либо оповещения, и разобраться в ситуации водитель смог лишь после нескольких часов споров с call-центром компании. Разумеется, в социальных сетях сразу заговорили о том, что компания Илона Маска выжимает из автомобилистов деньги за использование продукта.

Юрист Александр Громовой отмечают, что вариантов исхода у такого дела будет немного.

Прецедентное право в США работает таким образом, что даже если раньше компания Tesla ничего подобного не делала, клиент может получить солидную прибавку к зарплате. Если адвокаты истца докажут, что вина за отключение автопилота лежит на производителе, а клиент не был предупреждён о дополнительных сборах, то платить будет либо завод, либо дилер, который такую машину продал

Прецедентное право в США работает таким образом, что даже если раньше компания Tesla ничего подобного не делала, клиент может получить солидную прибавку к зарплате. Если адвокаты истца докажут, что вина за отключение автопилота лежит на производителе, а клиент не был предупреждён о дополнительных сборах, то платить будет либо завод, либо дилер, который такую машину продал

Александр Громовой

Юрист

Здесь нужно добавить, что, если верить правилам компании Tesla, единственная функция, которую отключают при перепродаже автомобиля, — это Premium Connectivity, своеобразный мультимедиацентр для управления автомобилем, за который нужно платить по десять долларов в месяц. Связанные с автопилотом функции, по внутреннему регламенту компании, не должны блокироваться производителем после того, как у электромобиля появляется новый владелец. Но Tesla не спешит с возвратом функции автопилота. Возможно, в скором времени и другие функции автомобиля будут отключаться удалённо и без ведома владельцев. Если Tesla "пойдёт в отказ", то Илон Маск (вероятно, сам того не подозревая), не раз критиковавший бензиновые машины и производителей за сложный сервис, примкнёт к клубу любителей промышленного шантажа.