Появился новый обман в магазинах. Как продавцы манипулируют бонусными чеками
Во многих торговых сетях сейчас помимо привычного кассового чека выдают бонусный. Его нужно сохранить, чтобы получить скидку на следующую покупку. Ещё один вариант — такой чек даёт возможность накопить определённое количество баллов, которыми затем можно расплачиваться вместо денег. Впрочем, под видом заманчивого предложения нередко скрывается серьёзный удар по кошельку. Покупатели не просто не экономят, а ощутимо переплачивают. Лайф разбирался, какие скрытые угрозы таят в себе бонусные чеки и как отличить уловки продавца от настоящей скидки.
Фото © ТАСС / Максим Григорьев
Зачем нужны бонусные чеки и как ими манипулируют продавцы
Торговые сети постоянно борются за покупателей и придумывают всё новые и новые акции. В последнее время всё популярнее становятся бонусные чеки. Они широко используются и в продуктовых супермаркетах, и в магазинах электроники и бытовой техники. Только на практике условия получения скидки вовсе не так заманчивы.
— В супермаркете получила к обычному чеку дополнительный, который давал скидку на следующую покупку от 1000 рублей, — вспоминает Марина. — Прихожу через день, а оказывается, что бонусы уже недействительны. Зрение у меня слабое, не рассмотрела, что использовать баллы можно только в определённый день. Вскоре я сама и не заметила, как стала покупать больше. Вот, допустим, набрала на 850 рублей, а ведь бонусы только от 1000 положены. И добираешь ещё.
Вскоре Марина перестала пытаться получить хоть какую-то выгоду с бонусных чеков. Она поняла, что просто переплачивает, а на самом деле эта акция хорошо подходит только тем покупателям, у которых большие семьи и они почти ежедневно делают покупки на крупные суммы. Для одинокой женщины, которая ходит в магазин два раза в неделю, акция оказалась просто бесполезной.
Фото © ТАСС / Михаил Почуев
— Бонусные баллы магазинов — это своеобразная игра между покупателем и продавцом, которая может быть как взаимовыгодной, так и оказать пользу только одной из сторон этого интеллектуального поединка, — говорит руководитель партнёрских программ инвестиционно-образовательной площадки "Линейка" Вячеслав Максименко. — Чтобы не оказаться в статусе проигравшего, в покупках в первую очередь следует руководствоваться не эмоциями, а рассудком. Изначально иметь представления о том, что хотелось бы приобрести, что действительно сослужит добрую службу, и избавить себя от импульсивных покупок.
Известны и случаи откровенных махинаций. Бонусный чек выглядит как и обычный кассовый. Соответственно, недобросовестному продавцу не составляет никакого труда просто забрать его себе. Особенно если он видит, что покупатель не постоянный, а зашёл случайно. Или, допустим, если пришла группа людей, которые болтают между собой и не обращают внимания на то, что пробивает кассир. Чаще таким образом обманывают одиноких мужчин, которые вообще редко смотрят в чеки.
— Продавец очень уговаривала меня взять товары по акции, тем более что получу бонусный чек на хорошую скидку, — вспоминает Ольга. – Ну что ж, купила. Думала, завтра буду закупаться на день рождения и как раз потрачу бонусные баллы. Но не тут-то было! Набрала я на приличную сумму, прихожу к кассе, а мне говорят, что чек с баллами могу выбросить. Оказалось, что в акции не участвует алкоголь, а основную сумму покупки составлял именно он!
Как не переплачивать в магазинах
Чтобы не попасть на мнимую выгоду бонусов, всегда нужно сравнивать стоимость товара с той, которую выставили конкуренты. Для этого есть маркетплейсы в Интернете или же специальные приложения в смартфоне. Также перед участием в программе будет не лишним прочитать её правила — возможно, условия не позволят извлечь особую выгоду. Как поясняет Вячеслав Максименко, накопленные баллы могут быстро "сгорать", начисляться по специфическому алгоритму, тратиться только на определённые группы товаров. По его словам, чтобы найти действительно подходящую для себя акцию, нужно следить за спецпредложениями через рассылки и мобильные приложения.
Фото © ТАСС / Сергей Бобылев
Особенно это касается крупных покупок. Ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский приводит два примера покупки электроники на сумму 50 000 рублей.
В известном крупном магазине при покупке на сумму 50 000 рублей можно получить купон на 5000. То есть скидка составит порядка 10%, но её можно использовать только в пользу будущих покупок в этой же сети. При этом скидкой можно оплатить до 50% от стоимости товара и срок действия купона ограничен. Например, совершая следующую покупку на 50 000 рублей, можно сэкономить 5000 или 10%. В свою очередь, в крупных проверенных интернет-магазинах цена на тот же товар может быть ниже до 20%.
— Справедливости ради рассмотрим вариант, что дисконт на товар будет такой же — на уровне 10%, — уточняет Иван Капустянский. — Таким образом, можно купить тот же товар за 45 000 рублей и, соответственно, последующий товар тоже с дисконтом в 10%. Итого получается, что в интернет-магазине два товара можно купить за 90 000, а в крупной торговой сети за 95 000.
Однако у покупок в крупных сетях есть свои плюсы. Например, товар там гарантированно имеет все сертификаты, не восстановленный, не б/у и так далее. Плюс есть свой сервисный центр, который быстро может решить проблему с ремонтом. По словам Ивана Капустянского, покупая же в интернет-магазинах, стоит очень серьёзно относиться к проверке. Например, перед покупкой запрашивать серийные номера у производителей, чтобы удостовериться в оригинальности товара.
Что грозит магазину за обман покупателей
В большинстве случаев покупатели не обращают внимания на то, что написано на чеке мелким шрифтом. Именно там и скрываются все нюансы. Если вы просто получили чек бонусом к обычной покупке, то не спешите второй раз бежать в магазин, чтобы сэкономить на бонусе. Сначала нужно прочитать условия акции, которые написаны мелким шрифтом. Очень часто там прописаны ограничения на товар, который можно оплатить бонусами. Нередко к этой категории относится алкоголь и табак.
— Надо учитывать также, что начисляемые баллы, как правило, но не всегда, являются эквивалентном предоставляемой скидки, — поясняет член Адвокатской палаты Москвы Александр Иноядов. — Важно внимательно посмотреть правила действия соответствующей программы, при необходимости обращаться за разъяснениями, а главное — планировать покупки исходя из их целесообразности и своих финансовых возможностей. Если же спор о баллах отразился на цене покупки, то рекомендую обратиться в Роспотребнадзор, чтобы там провели проверку. Если масштаб нарушений прав значителен, то можно обратиться и в антимонопольные органы.
Впрочем, на практике крупные торговые сети следят за своей репутацией и откровенных махинаций не проводят. Продавцы обманывают только в том случае, если уверены в своей безнаказанности. Если кассир увидит, что вы внимательно смотрите чек, то уже после этого значительно снижается вероятность, что вас обманут. Также не стоит стесняться задать все интересующие вас вопросы об условиях той или иной скидки. На прямой вопрос продавец обычно вынужден давать и прямой ответ.