24 февраля 2020, 18:30
29558

Ассасины в Европе и России. Средневековые киллеры, владевшие искусством смерти

Фото © "Кредо убийцы" / "Кинопоиск"

Читать на сайте Life.ru

Двести лет секта мусульман-фанатиков ассасинов наводила ужас на жителей Ближнего Востока своей жестокостью и отсутствием запретов. Они прославились как средневековые киллеры, их услугами пользовались не только воюющие семьи монархов на Востоке, но и по всей Европе. Однако помимо карательной функции в литературе и кино им приписывают и другую — охрану неких таинственных артефактов и борьбу с членами закрытых обществ.

Как появились ассасины

Возникновение секты убийц-смертников в конце XI века связано с появлением в Персии горного старца – шейха Хасана ибн Саббаха, шиита, сторонника воинствующего исмаилизма. Шейх в 1091 году с горстью сторонников захватил горную крепость Аламут и приступил к основанию собственного государства.

Хасан ибн Саббах. Фото ©  Wikipedia

После того как Аламут был объявлен "домом" ассасинов, скончался их враг — султан Мелик-шах, а империя сельджуков (древняя тюркская народность) погрузилась в смуту. Это позволило Саббаху укрепиться в регионе: его воины захватили оборонительные сооружения в горном Курдистане, Приэльбрусье, Ливане и Сирии. Главное, чего он смог добиться, — это фанатичной веры в него рядовых адептов и их абсолютного послушания. Название адептов секты произошло от арабского слова "ассасин", что означало — "хранитель тайн".

Методы ассасинов

Первой жертвой Саббаха стал его враг, сторонник сельджуков визирь Низам аль-Мульк, который велел казнить муэдзина исмаилитов. Оскорблённые ассасины заволновались, но, когда толпа в замке Аламут пришла к дому Саббаха, тот вышел на крышу и, потрясая посохом, закричал: "Убийство этого шайтана предвосхитит блаженство в раю!"

Убийство Низама аль-Мулька исмаилитскими фидаи.
Миниатюра из рукописи XIV века. Фото © Wikipedia

После такого "благословения" жить визирю оставалось недолго. Утром 10 октября 1092 года убийца Тахир Аррани сумел пробраться во дворец, на аллее дождался появления визиря и три раза ударил его отравленным кинжалом. Аррани растерзала охрана, но было поздно — визирь умер, а ассасины сожгли дворец. Этот момент стал поворотным для Саббаха — он понял: чтобы держать в страхе врагов, не нужно содержать армию, достаточно иметь группу фанатиков-террористов.

Вскоре правители Ближнего Востока и Европы тряслись от страха при имени повелителя ассасинов — шейха Саббаха. Спустя некоторе время жертвами убийц стали сотни священников, князей, шахов, герцогов и королей. От рук фанатиков пал даже король Иерусалима Конрад Монферратский: два киллера под видом христиан-паломников настигли его на улочках города, причём одному из убийц удалось бежать, но, услышав, что король ещё жив, он вернулся и добил Конрада.

Семь ступеней в рай

Но как Саббаху удалось добиться повиновения? Гость ассасинов Генрих Шампанский вспоминал, что по одному слову шейха у него на глазах двое ассасинов зарезали себя и упали замертво к ногам повелителя.

Ответ надо искать в прошлом шейха. Шейх был не просто исмаилитом, верившим в переселение душ, он пошёл дальше, основал неоисмаилизм — упрощённый вариант учения, который и стал религией ассасинов. Известно, что будущий повелитель вёл свой род от царей Химьяра до исламского государства в Аравии, где исповедовали то иудаизм, то несторианство — одно из течений христианства. Родился и вырос Саббах в Хорасане, где царили жуткие индуистские культы, смешанные с персидским зороастризмом.

Фото © Wikipedia

Главной особенностью секты была сеть вербовщиков, которые умело расставляли силки, вербуя юношей из богатых семейств, создавая обширную разведывательную сеть. Об ассасинах ходило столько легенд, что отбоя от желающих не было — из двухсот кандидатов брали пять, в лучшем случае — десять человек. Главное, в чём их убеждали: чтобы попасть в рай, не нужно делать многое, достаточно просто стать ассасином.

Чтобы вступить в орден, надо было пройти семь ступеней. На первой наставник определял характер адепта, на второй — втирался в доверие, на третьей уже заставлял усомниться в правильности Корана, а на четвёртой заставлял клясться в верности. Затем показывал, что в секту входят самые влиятельные лица государства, экзаменовал по разным вопросам и, наконец, давал ключи от рая.

Всё это проходило на фоне жестокой дисциплины и изнуряющих тренировок. Ассасинов учили стрелять, метать ножи, фехтовать и драться. По много часов заставляли стоять под солнцем или в стужу у крепостной стены, воспитывая выдержку. Они учили языки и искусство перевоплощения, притворялись то крестоносцами, то монахами, то цирковыми артистами. Но главное — они были готовы выполнить любой приказ шейха и умереть. Переход на каждую следующую ступень сопровождался впечатляющими магическими ритуалами.

Падение империи ассасинов

Ибн Саббах не оставил без внимания и внешнюю сторону жизни государства. Он отменил налоги, ввёл повинности и заставил жителей строить дороги и укрепления. Он силой свозил в Аламут лучших врачей, химиков, математиков и инженеров, и вскоре ассасины овладели наукой и системой укреплений, которые намного опережали соседей.

Аламут — твердыня ассасинов.
Фото © facebook.com / IMAGENS PARA RPG

Сам Хасан ибн Саббах был жесток и кровожаден. Он убил собственных сыновей, заявив, что его титул должен наследовать достойнейший. Сменивший его Хасан II был ещё более свирепым и при жизни объявил себя Богом.

Третий шейх — Рашид ад-Дин Синан — провозгласил в Сирии учение Кийяма, что означало конец света и прекращение законов шариата. Ассасины объявлялись спасёнными, а все неверные должны были пойти в ад.

Хулагу разрушает крепость Аламут. Персидская миниатюра XVI века. / Руины Аламута (2006 год). Фото © Wikipedia

В 1256 году государство ассасинов пало под ударами армии внука Чингисхана Хулагу, Аламут был разрушен, а последних приверженцев учения перебили в горах Сирии.

Таинственные артефакты

Из века в век об ассасинах ходила ещё одна легенда: что они являются хранителями древних ценностей — религиозных артефактов. Одни предписывали им владение и охрану древних артефактов Египта. Другие утверждали, что именно к ассасинам в итоге могли попасть святыни христианского мира. Это произошло после того, как последователи старца перебили на Ближнем Востоке последних рыцарей-тамплиеров и завладели их имуществом. Так что, возможно, величайшие святыни христиан всего мира (Ковчег Завета, пектораль иудейских священников или кубок, из которого пил Христос на Тайной вечере, до сих пор могут находиться на Ближнем Востоке и строго охраняться. Если это так, то пусть они остаются скрытыми от глаз людей, ведь, по пророчествам, появление их будет предшествовать концу света.

С другой стороны, возникает вопрос: откуда же появились несметные богатства современных ассасинов – Ага-ханов? Быть может, их основой стали именно артефакты, собранные в Орлином Гнезде старцем Саббахом? Быть может, они были проданы, после чего лидеры исмаилитов стали богатейшими людьми мира? Ведь недаром говорят, что богатство Ага-ханов возникло ещё в XIII веке и с тех пор увеличилось настолько, что Ага-хан в состоянии влиять на многие политические процессы. Например, когда Турция в 1919 году пожелала сохранить за собой Тсамбул (Константинополь), по слухам, именно Ага-хан заступился за мусульман перед европейскими политиками и Стамбул остался турецким.

Новый дом ассасинов — Европа и Восток

После падения государства ассасины рассеялись по Востоку, часть ушла в Индию и присоединилась к секте-душителей — поклонникам богини Кали. Часть ещё раньше перешла служить в Европу. Римский папа Иннокентий II отлучил от церкви Фридриха II за то, что тот нанял ассасинов для убийства герцога Баварского, в 1158 году под Миланом задержали ассасина, который хотел убить императора Фридриха I.

В XIX веке про ассасинов вспомнила французская богема. Во Франции был создан Клуб ассасинов, в него входили известные писатели и поэты того времени — Бодлер, Дюма-отец, Теофиль Готье, Оноре де Бальзак. Именно Дюма-отец придумал, что ассасины употребляли гашиш. На самом деле зельем злоупотребляли сами поэты и художники.

Но истинные ассасины на Востоке не исчезли. В Средние века некий французский путешественник между Исфаханом и Тегераном набрёл на деревушку, где жил шейх ассасинов, которому поклонялись как богу.

В XXI веке ассасинов часто связывают с лидером исмаилитов-низаритов, считающимся 49-м имамом Времени, уроженцем Женевы принцем Каримом Ага-ханом IV, к которому титул перешёл от деда — Ага-хана III. Исмаилиты верят, что Карим — единственный потомок пророка Мухаммеда, и боготворят его. Принц — венчурный капиталист, руководитель фонда Aga Khan Development Network (AKDN), который имеет 18 филиалов по всему миру.

Его Высочество принц Карим Ага-хан IV. Фото © Wikipedia

Фонд AKDN поддерживает исмаилитов в России: он оплачивает обучение в вузах, даёт возможность выезжать на учёбу за рубеж, активно помогает трудовым мигрантам, приехавшим в Россию на заработки. Филантропия принца никак не вяжется с нищетой, царящей в таджикской и афганской частях Бадахшана, который Ага-хан считает своей "базой".

С династией Ага-ханов связывают смерть знаменитого талиба Ахмада Шаха Масуда — его убил ассасин за несколько часов до атаки на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Что поделать, Шах не любил делиться доходами от наркотрафика. Династия Ага-ханов держит под прицелом Россию и её "мягкое подбрюшье" — Среднюю Азию. В AKDN действует программа поддержки развития горных регионов, которая финансирует исмаилитов Таджикистана и готовит "новые кадры". В Таджикистане, Киргизии и в Казахстане Ага-хан открыл филиалы Университета Средней Азии.

В династии Ага-ханов есть ещё один человек, которого аналитики называют гением разведки, — Садруддин Ага-хан. Это он провёл операцию "Салам" — под видом беженцев расселил по всему миру талибов из Афганистана. Вместе с британским принцем Филиппом он стал основателем Всемирного фонда природы и в 1983 году добился создания национальных парков в пакистанской провинции Читрал на границе с Афганистаном, где (по странному стечению обстоятельств) моджахеды выращивали опиумный мак, зелье из которого хлынуло в СССР.

Единственная страна, которая отказалась пускать к себе низаритов, – Китай. Китайцы воспринимают Ага-хана как феодала, который держит население своей страны в нищете и покорности.