Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Смертельный февраль Нодара Канчели. Под крышами любимого архитектора Лужкова погибло сто человек

17127

Коллаж © LIFE. Фото © ТАСС / Прокофьев Вячеслав, Куров Александр, © vdvbezheck.ru

Post cover

В середине двухтысячных в Москве произошли две страшные и очень похожие между собой техногенные катастрофы: обрушение купола развлекательного комплекса "Трансвааль-парк" в Ясеневе и крыши Басманного рынка. Обе трагедии случились в феврале, унесли жизни десятков людей, и никто не понёс за это ответственность. По странному совпадению оба злополучных объекта рухнули в праздничные дни. Но совсем уже странно, что проектировал их один и тот же знаменитый архитектор — Нодар Канчели.

Когда Георгий Хмиадашвили вместе с женой Тамарой и шестилетним сыном Гурамом решили отметить День влюблённых в широко разрекламированном аквапарке спортивно-развлекательного комплекса "Трансвааль-парк", они не думали, что этот субботний вечер трагически переломает их жизни.

Трагедия в День влюблённых

Стоял холодный февраль с температурой минус 20 градусов. В 2004 году московский "Трансвааль-парк" считался самым крупным аквапарком во всей Восточной Европе. Пятиэтажное строение в форме китового хвоста назвали архитектурным объектом года. Заплатив за билет, можно было быстро попасть из холодной московской зимы в тропическое лето.

В тот роковой вечер в "Трансвааль-парке" собралось особенно много посетителей — более 1300 человек. В шесть вечера началась вечерняя дискотека, а в 11 должна была начаться ночная — люди активно плескались в бассейне и отдыхали в ресторанах и барах комплекса. В самый разгар вечернего отдыха, где-то в 19:15, огромная бетонная конструкция купола аквапарка вдруг со страшным треском надломилась и посыпалась прямо на зону водных развлечений, где резвились счастливые дети и их родители. Обвал погубил 20 взрослых и восемь детей, в том числе Георгия Хмидиашвили и сына Гурама. Его жена Тамара выжила, но на всю оставшуюся жизнь осталась инвалидом — ей пришлось ампутировать обе ноги.

Спасатели работают на месте обрушения. Фото © Gazeta.ru

Сразу же появилось несколько версий катастрофы. Архитектор "Трансвааль-парка" Нодар Канчели громко озвучивал для СМИ горячую версию о теракте. А когда причиной трагедии всё же назвали неправильную проектировку купола, Канчели уже оправдывался: "Мне было сказано чётко: это политическое решение, Нодар, нужно найти козла отпущения, извини, но выбрали тебя…".

Нодар Канчели с фото аквапарка изнутри. Архитектор любил необычные изящные конструкции. Фото © Ru-architect.livejournal.com

Экспертиза установила, что Канчели использовал устаревшую компьютерную программу, придя к математически вроде и правильным, но технически и фактически некорректным результатам. Но Канчели продолжал говорить, что его сделали "крайним", только чтобы не выплачивать пострадавшим очень большие страховые выплаты, положенные обычно жертвам теракта.

В это время Канчели был уже признанным, прославленным специалистом и любимым архитектором Юрия Лужкова. Например, за проект устройства перекрытия Старого Гостиного двора он получил премию мэра Москвы. Канчели руководил собственным проектным бюро ЗАО "К" ("Курортпроект"), и ему доверяли проектировать самые дорогие и пафосные крыши столицы, в том числе и купол восстановленного храма Христа Спасителя.

Купол храма Христа Спасителя. Фото © Allpainters.ru

Но в конце концов, расследуя катастрофу в московском аквапарке, именно Канчели обвинили в причинении смерти по неосторожности и даже осудили, но сразу же амнистировали в связи с его преклонным возрастом — в том году ему исполнилось 68 лет. Казалось бы, обвинение сломает архитектору карьеру, но нет... Свою вину он так и не признал, а решение сделать его крайним принял со снисходительным сожалением к старому другу Лужкову: "Я знаю, что нужно сказать, и вместе с тем я не могу ничего сказать. Мэр есть мэр, Канчели есть Канчели…"

Нодар Канчели и Юрий Лужков. Фото © Klerk.ru, © ТАСС / Куцылло Константин

Лужков не только не отстранил от работы старого друга, но в тот самый день, когда архитектор стал обвиняемым по делу "Трансвааль-парка", подарил ему новый "вкусный" заказ. Градостроительный совет при мэре Москвы одобрил проект Центра всесезонных видов спорта. В 2005-м Канчели получил заказ на проектирование раздвижной крыши "Лужников". Участвовал Канчели и в реконструкции здания Большого театра. Собаки лаяли, но щедро оплачиваемый московскими властями караван пожилого архитектора продолжал идти.

23 февраля — никто из москвичей не пострадал

Вторая страшная катастрофа случилась почти ровно через два года — 23 февраля в пять утра в Москве неожиданно обрушилась крыша Басманного рынка. После обвала начался пожар, а люди, находившиеся в подвале, оказались заблокированы. В спасательной операции участвовало около тысячи человек. Сразу после катастрофы Юрий Лужков заявил, что ни один москвич не пострадал. В результате обрушения погибло 66 человек, ещё 33 человека получили ранения. Лужков не соврал, они и вправду не были москвичами. 45 погибших оказались гражданами Азербайджана, девять человек — Грузии. Остальные являлись гражданами Узбекистана, Таджикистана и России.

Обрушившийся Басманный рынок. Фото © Vdvbezheck.ru

Одним из первых на месте трагедии появился пожилой человек в очках. Рабочие шептались: "Вот тот самый архитектор, которого никак не посадят". Оказалось, что крышу Басманного рынка проектировал ещё в СССР тот самый Нодар Канчели. Он пришёл, чтобы заранее сделать собственные выводы о причинах катастрофы.

Казалось, архитектору было не до шуток, ведь это уже вторая крупная катастрофа за последние два года, связанная с его именем. Один случай ещё может быть трагической случайностью, но второй подряд — это уже похоже на закономерность. Журналисты сходу окрестили обрушение Басманного рынка "Трансваалем-2". В СМИ просочилась и другая компрометирующая Канчели информация. Ещё в 2001 году по причине возможной аварийности пришлось ремонтировать спроектированную Канчели кровлю только возведённого ТЦ "Охотный ряд". Она просто начала протекать...

Крыша ТЦ "Охотный ряд". Фото © ТАСС / Геодакян Артём

Другой архитектор просто не смог бы спроектировать больше уже ничего, тем более Канчели было под 70. Но тот продолжал отстаивать свою невиновность и считал, что катастрофы на его проектах — ещё не причина заканчивать карьеру. В беседе с журналистами архитектор назвал причиной обрушения крыши рынка снеговую нагрузку, к которой добавился вес торговых павильонов на антресолях крыши. Мол, когда в советские времена строили рынок, архитектор просто не мог предположить, что кто-то неравномерно загрузит верх здания павильонами с тоннами картошки вместо лёгких цветов.

Так выглядел Басманный рынок в советское время. Фото © Baba-lo.livejournal.com

После трагедии в аквапарке следователи больше года перебирали многочисленные версии, а после катастрофы на рынке сразу же арестовали его директора Марка Мишиева. Но Басманный рынок входил в систему Департамента потребительского рынка, и за состоянием здания обязаны были следить московские чиновники, на что сослался Мишиев. Дело закончилось тем, что уже в марте Мишиева отпустили, а дело в отношении него закрыли. Расследовавшие обрушение крыши рынка члены комиссии Правительства Москвы так и не назвали причины трагедии, ограничившись рассуждениями о неправильной эксплуатации здания в течение долгих 30 лет. Юрий Лужков подписался под обтекаемым заключением, свою подпись оставил и входивший в комиссию Нодар Канчели. Ни одно ведомство или должностное лицо от выводов расследования не пострадало...

Об исках в пользу родственников 66 погибших азербайджанцев и грузин никто даже не заикался — тела просто отправили на родину. Несчастные торговцы зеленью жили в своих лавках на рынке, поэтому погибли в столь ранний час. А если бы рынок рухнул всего на несколько часов позже, число жертв могло бы увеличиться в десятки раз… И большинство из них были бы москвичами.

Архитектурное наследие Канчели

По сообщению источника Лайфа, после обрушения "Трансвааль-парка" все спроектированные Канчели здания были проверены экспертами, но не здание Басманного рынка, которое почему-то не вызвало никаких нареканий. Известно, что после обрушения нашлись далеко не все проектные документы. Здание строили в 70-х, в конце 80-х должны были провести его реконструкцию, но пришли "лихие 90-е", и работы провели только частично, добавив пару лестничных пролётов. Сам Канчели позже признавался, что знал и о перегруженных антресолях, и о скапливающемся на крыше снеге, но убеждённый в своих расчётах архитектор не думал, что страшная история с аквапарком повторится.

Железобетонная крыша Басманного рынка представляла из себя плоский круг диаметром в 80 метров без опоры на капитальные стены. Ажурная, но тяжёлая конструкция опиралась на стальные тросы-ванты, натянутые от краёв к середине. В России осталось ещё два здания по проекту Канчели с такой же кровлей: питьевая галерея в Ессентуках и рынок в Ангарске. На примере питьевой галереи можно увидеть, какой была крыша Басманного рынка.

Питьевая галерея в Ессентуках. Фото © Victoria-essentuki.ru

После катастрофы на Басманном рынке в Москве следствие работало и в Ессентуках, установив, что на вогнутой крыше галереи часто скапливалась влага. Канчели даже пришлось лично приезжать, чтобы спроектировать дополнительный внутренний водосток. Специалисты решили, что угрозы обрушения галереи больше нет. А точная копия Басманного рынка в стране осталась.

Канчели умер в 2015 году, обласканный вниманием властей, а в народной памяти остались от него мрачные анекдоты вроде: "Прошу назначить Нодара Канчели архитектором в проект "Дом-3". Или такой: американские туристы в горах Азербайджана наткнулись на группу охотников, тащивших привязанную к жерди здоровенную тушу:

— Гризли?

— Канчели!

В народе про него тоже говорили "гениальный", но в несколько ином смысле, чем московские власти. "Трансвааль-парк" и Басманный рынок рухнули, погубив кучу народа, но любимый архитектор мэра Лужкова не только не сел, но и умудрился отхватить множество новых столичных заказов. И спокойно умер в достойной сытой старости. По всей России ещё стоят его купола, крыши и кровли.

Выбор редакции

Loading...