26 февраля 2020, 15:00
23118

Русский "Мистраль". Зачем России понадобились новые вертолётоносцы

Контракт на первые два российских вертолётоносца могут подписать уже до конца апреля 2020 года. Корабли этого типа могут войти в состав Черноморского флота, однако потребность в таких суднах будет сохраняться и на других направлениях, в первую очередь в Арктике.

Фото © ТАСС/Виталий Невар

Читать на сайте Life.ru

Военно-морская эпопея

После того как в 2014 году Франция начала саботировать передачу кораблей типа "Мистраль", оплаченных Россией, стало очевидно, что военно-морской флот и страна в целом должны рассчитывать исключительно на собственные силы в строительстве новых кораблей. Формально срыв контракта на строительство двух вертолётоносцев "Мистраль" во Франции нельзя считать неудачным. Два "Мистраля" были построены по контракту общей стоимостью в €1,2 млрд, подписанному в 2011 году. Первый вертолётоносец Франция должна была передать России осенью 2014-го, второй — ещё через год. Но осенью 2014-го под давлением союзников по НАТО Париж отказался выполнить контрактные обязательства, и процесс передачи кораблей заказчику был заморожен.

Корабли, предназначенные для России, в итоге были выкуплены Египтом, однако вместо европейских и американских вертолётов на палубе (теперь уже) египетских УДК "прописались" российские машины. В 2015 году Египет подписал контракт с "Рособоронэкспортом" на закупку вертолётов Ка-52, став их первым иностранным заказчиком. Поставки ударных машин начались в 2017 году, а всего Египет получит 46 вертолётов этого типа. Кроме того, Франция компенсировала России все средства, потраченные на подготовку личного состава и оборудования, необходимого для нормальной боевой службы кораблей в российском ВМФ.

Дело нужно делать

Фото © ТАСС / Виталий Невар

Примерно в тот момент, когда история с российскими "Мистралями", проданными Египту, гремела на весь мир, в России начались испытания своего собственного большого десантного корабля. В 2015 году экипаж десантного корабля "Иван Грен", построенного по проекту 11711, провёл швартовные испытания судна, а в 2016-м машина отправилась на ходовые испытания. 20 июня 2018 года БДК "Иван Грен" официально был включён в боевой состав ВМФ России. Однако "ударный кулак" нового корабля серьёзно ограничен. В подпалубных ангарах БДК находится всего два вертолёта Ка-29.

Для того чтобы укомплектовать сразу несколько флотов специализированными кораблями, пришлось привлечь к работе сразу несколько крупных НИИ. В итоге универсальный десантный корабль, вопреки мнениям экспертов, получился существенно крупнее, да и в остальном будет серьёзно отличаться от французских вертолётоносцев. Главный упор, как отмечает военный инженер, доктор технических наук Владимир Самойлов, будет сделан на мобильное применение этих кораблей в случае необходимости.

Давайте с самого начала проясним один момент. Как только о решении по этим кораблям станет известно официально, тогда и можно будет детально проводить анализ. Исходя из данных, которые есть сейчас в открытом доступе, можно сделать вывод, что корабли этого типа рассчитаны на немедленное применение авиакрыла. Трудно сказать, сколько именно вертолётов будет размещаться, но, исходя из размеров подпалубных помещений и первых схем вывода техники на палубу, можно сделать вывод, что немедленное её (техники) применение в процессе разработки было приоритетной задачей

Давайте с самого начала проясним один момент. Как только о решении по этим кораблям станет известно официально, тогда и можно будет детально проводить анализ. Исходя из данных, которые есть сейчас в открытом доступе, можно сделать вывод, что корабли этого типа рассчитаны на немедленное применение авиакрыла. Трудно сказать, сколько именно вертолётов будет размещаться, но, исходя из размеров подпалубных помещений и первых схем вывода техники на палубу, можно сделать вывод, что немедленное её (техники) применение в процессе разработки было приоритетной задачей

Владимир Самойлов

военный инженер, доктор технических наук

По словам военных специалистов, серьёзные изменения претерпит и энергетическая установка. Она, исходя из уже существующих и перспективных задач, может быть серьёзно изменена. И хотя говорить о распределении ещё не построенных кораблей — всё равно что делить шкуру неубитого медведя, не исключена и "арктическая приписка" новых российских УДК. Если верить сообщениям СМИ, водоизмещение отечественных вертолётоносцев составит 25 тыс. тонн, максимальная длина — около 220 м. На борту одного УДК могут разместить не менее 20 тяжёлых вертолётов, а внутри корпуса будет размещаться доковая камера для десантных катеров. Кроме ударных вертолётов на борту корабля смогут разместиться до 900 морпехов со всем необходимым снаряжением.

Фото © ТАСС / Виталий Невар

Командиры крупных надводных кораблей, отслужившие ещё в ВМФ СССР, отмечают, что несколько десятков лет назад и задачи были иными, и силы для их решения задействовались более значительные. Капитан третьего ранга в запасе Андрей Тимошевский пояснил, что в СССР флот решал по большей части глобальные задачи, в то время как российскому ВМФ помимо присутствия в Мировом океане придётся проводить и другие, отчасти весьма деликатные миссии.

В СССР эти задачи решались более крупными силами, в том числе и на "северных" направлениях. Сейчас, когда Арктика становится всё более значимым и важным экономическим регионом, туда могут на постоянной основе отправить несколько кораблей. Сколько будет точно на каждый флот, пока говорить рано, но, исходя из потребностей флотов, это может быть и по два, и по три корабля. Исходя из грубого расчёта, что один основной, второй резервный, третий — для страховки (ремонта). Кроме того, новые УДК, если судить по тем крупицам информации, что есть сейчас, должны по автономности плавания как минимум быть не хуже, чем французские "Мистрали"

В СССР эти задачи решались более крупными силами, в том числе и на "северных" направлениях. Сейчас, когда Арктика становится всё более значимым и важным экономическим регионом, туда могут на постоянной основе отправить несколько кораблей. Сколько будет точно на каждый флот, пока говорить рано, но, исходя из потребностей флотов, это может быть и по два, и по три корабля. Исходя из грубого расчёта, что один основной, второй резервный, третий — для страховки (ремонта). Кроме того, новые УДК, если судить по тем крупицам информации, что есть сейчас, должны по автономности плавания как минимум быть не хуже, чем французские "Мистрали"

Андрей Тимошевский

капитан третьего ранга в запасе

Военный эксперт Игорь Панкратенко отметил, что перед судостроителями и военными стоит по-настоящему непростая задача.

По большому счёту, даже один корабль этого класса требует полного перезапуска судостроительной отрасли. Вдобавок к каждому построенному кораблю понадобится инфраструктура и суда обеспечения. На каждый БДК потребуется примерно четыре вспомогательных судна

По большому счёту, даже один корабль этого класса требует полного перезапуска судостроительной отрасли. Вдобавок к каждому построенному кораблю понадобится инфраструктура и суда обеспечения. На каждый БДК потребуется примерно четыре вспомогательных судна

Игорь Панкратенко

Военный эксперт

Пока технические подробности новых кораблей остаются неизвестными, а все подробности относительно производства держатся в тайне. Эксперты отмечают, что неожиданных сюрпризов производство этих кораблей принести не должно, однако при разработке и производстве может возникнуть необходимость в создании новых десантных катеров или небольших кораблей на воздушной подушке, которые доставляли бы десантные группы к месту высадки. Вся интрига относительно новых кораблей, по мнению специалистов, близких к военно-промышленному комплексу и ВМФ, должна сняться к середине апреля 2020 года.

Известны только названия новых кораблей. Как и в случае с вертолётоносцами "Мистраль", главный штаб ВМФ решил назвать первые российские УДК "Севастополь" и "Владивосток".