Новый налог на роскошь. Автовладельцы будут платить больше
Новый 2020 год встречает владельцев дорогих машин новыми налогами. Однако теперь платить повышенную пошлину будут владельцы не только люксовых Bentley и Maybach, но и относительно популярных и массовых авто.
Фото © Shutterstock
Платить нельзя отменить
В 2019 году в список автомобилей, подпадающих под налог на роскошь, включили 1223 модели. Ещё через год в официальный "повышающий налоги" документ вошло уже 1300 моделей автомобилей, которые можно купить в России.
Прошлогодний список пополнили автомобили, подорожавшие за прошедший год, а также новые модели и комплектации, продажи которых начались в России с 2020 года. Помимо премиум-автомобилей Bentley, Maybach и Rolls-Royce в списке внезапно обнаружились и более простые машины, которые можно встретить в салонах официальных дилеров по вполне разумным ценам. Например, Минпромторг внезапно включил в перечень популярные у российских водителей автомобили.
И хотя автомобили Honda, Mazda, Subaru и Chrysler можно назвать "премиумными" с большой натяжкой, принцип конфигурирования налога на роскошь не только в их случае, но и с дорогими машинами вообще крайне прост. Базируется он на конечной розничной стоимости автомобиля, которую устанавливает дилер. Например, если кроссовер или седан стоит два миллиона 600 тысяч рублей, то под налог на роскошь (который начинает работать с отметки в три миллиона рублей) он, разумеется, не попадает. Однако желание купить более дорогую комплектацию может и правда влететь в копеечку. Не секрет, что в зависимости от модификации стоимость одного и того же автомобиля может увеличиться в два раза. И хотя такой относительно грубый подсчёт справедлив лишь для очень дорогих и статусных автомобилей, ситуация с "обычными" автомобилями от японских автопроизводителей не сильно отличается по своей сути.
Фото © Shutterstock
К примеру, один из самых популярных до недавнего времени кроссоверов Honda Pilot подорожал ещё в конце 2019 года, до введения новых правил. Сейчас стоимость автомобиля начинается с трёх миллионов 188 тысяч рублей. Даже незначительной наценки на кроссовер хватило, чтобы автомобиль из сегмента доступных кроссоверов стремительно ворвался в сегмент роскошных автомобилей. Причин для подорожания японских и всех остальных машин сразу несколько. Одна из них — утилизационный сбор, который повышали уже дважды. Для того чтобы получать государственную поддержку в обмен на уплату утилизационного сбора, правительство России предлагало производителям переносить производство полного технологического цикла в Россию. Те, кто уже это сделал (например, Toyota, Kia и Volkswagen), чувствуют себя хорошо. Остальным придётся думать, как продавать машины в России и поддерживать интерес к собственным продуктам.
Дефицит люкса
Маркетинг-аналитик Роберт Наджарян отметил, что под новый список автомобилей в налоге на роскошь могут адаптироваться и автодилеры.
Пока сложно сказать, какими будут продажи. В 2019 году российские покупатели премиум-автомобилей "подняли" рынок на пять процентов. Исходя из стоимости премиумных машин, можно с уверенностью говорить о том, что именно этот сегмент будет и дальше пользоваться спросом в России. А вот "пограничные" комплектации или даже отдельные модели — здесь спрогнозировать сложно. Будет либо уменьшение квоты на Россию, либо некоторые автобренды уберут некоторые модели
Пока сложно сказать, какими будут продажи. В 2019 году российские покупатели премиум-автомобилей "подняли" рынок на пять процентов. Исходя из стоимости премиумных машин, можно с уверенностью говорить о том, что именно этот сегмент будет и дальше пользоваться спросом в России. А вот "пограничные" комплектации или даже отдельные модели — здесь спрогнозировать сложно. Будет либо уменьшение квоты на Россию, либо некоторые автобренды уберут некоторые модели
Роберт Наджарян
В качестве ближайшего примера можно рассмотреть компанию Lexus, которая убрала с российского рынка околоспортивные седаны Lexus IS и бизнес-седаны Lexus GS. Эти машины по-прежнему могут обслуживаться у официальных дилеров, однако купить их новыми в России в данный момент нельзя. За пару лет до вывода этих моделей конкуренции на российском рынке не выдержали автомобили Honda Accord и Nissan Teana — их стоимость в топовых комплектациях вплотную приближалась к трём миллионам рублей.
Фото © Shutterstock
Теперь в компании с ними могут оказаться автомобили Mazda CX-9, Subaru Outback, Subaru WRX STI. Внедорожники Jeep Cherokee, Grand Cherokee и Wrangler — не самые популярные, но от того не менее дорогие автомобили в России. Но заявления СМИ относительно включения всех этих моделей в список верны лишь отчасти. Даже в оригинальном документе от Минпромторга чётко указаны комплектации и версии отдельных автомобилей, которые попали в список роскошных и, как следствие, особо дорогих автомобилей. Простейшее изучение цен на комплектации позволяет установить, что любая машина из этого списка продаётся по цене больше трёх миллионов рублей. Минимальный выход за лимит — 120 тысяч рублей.
Автоюрист Максим Шиков отметил, что из этой ситуации дилеры могут выйти достаточно просто.
Можно взять рекомендованные розничные цены, пересмотреть их в сторону уменьшения. В любом случае почти всегда дилеры пытаются делать скидки, подарки клиентам, которые покупают машины с такой ценой. Уменьшение розничных цен может привести к тому, что просто подарков и бонусов для клиентов станет меньше и технически из-под налога на роскошь в таком случае можно будет выйти. Как это будет работать на практике — сложно сказать, поскольку розничные цены устанавливаются дилерами на год
Можно взять рекомендованные розничные цены, пересмотреть их в сторону уменьшения. В любом случае почти всегда дилеры пытаются делать скидки, подарки клиентам, которые покупают машины с такой ценой. Уменьшение розничных цен может привести к тому, что просто подарков и бонусов для клиентов станет меньше и технически из-под налога на роскошь в таком случае можно будет выйти. Как это будет работать на практике — сложно сказать, поскольку розничные цены устанавливаются дилерами на год
Максим Шиков
По словам юриста, может произойти и обратная ситуация. На складах дилеров до сих пор находятся тысячи автомобилей, стоимость которых превышает три миллиона рублей. Если потенциальные покупатели начнут пересматривать уже принятые решения и будут делать выбор в пользу более дешёвых автомобилей от других брендов, значительная часть российских дилеров может "поиздержаться". В результате может случиться одно из двух: либо дорогие машины будут продавать с хорошей скидкой, либо даже крупным дилерам придётся закрываться, так как спрос на такие машины будет неуклонно сокращаться. Чего ждать в реальности — покажут первые полгода продаж.