Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Apple, Twitter и Facebook должны быть готовы к европейским штрафам в России

Штрафы в сотни тысяч и миллионы рублей не пугают и не могут напугать международных IT-гигантов. Напротив, они провоцируют их к продолжению нарушения российского законодательства. Заплатить незначительный штраф гораздо проще, чем перенести все персональные данные граждан России на её территорию. В ближайшее время ситуация изменится в худшую для IT-гигантов сторону. Объясняем почему.

3235
Post cover

Фото © Shutterstock

Тринадцатого февраля корпорации Facebook и Twitter в России были оштрафованы на рекордную сумму по делу, заведённому Роскомнадзором. Каждая из компаний выплатила по четыре миллиона рублей за отказ локализовать данные российских пользователей.

Американские компании не в первый раз штрафуют в России. В 2019 году их обязали выплатить по три тысячи рублей после первого нарушения закона о локализации данных россиян. Они не отреагировали на изменение законодательства в стране и продолжили хранить информацию о российских пользователях за границей. С тех пор штрафы увеличились, но на фоне других стран они до сих пор недостаточно высоки. Особенно для компаний с миллиардными долларовыми оборотами и прибылями.

А как у них?

Россия не единственная страна, штрафующая технологические компании за отказ соблюдения местного законодательства. Множество стран регулируют их работу с местными пользователями и штрафуют в случае невыполнения обязательств. Более того, они делают это гораздо жёстче.

Совсем недавно — в феврале этого года — во Франции корпорацию Apple оштрафовали на €25 миллионов (1,8 миллиарда рублей) за преднамеренное ухудшение работы старых устройств. После нескольких обновлений девайсы компании начинали работать медленнее, что провоцировало пользователей на покупку новых.

В Бразилии с компании из Купертино взыскали 2,07 миллиона реалов (39 миллионов рублей) за проблемы с микрофонами в iPhone. Местные пользователи массово жаловались, что не могут звонить со смартфонов бренда Apple, и агентство по защите прав потребителей Procon отреагировало соответствующим образом.

Фото © Shutterstock

Чаще всего за отказ подчиняться местным законам штрафуют Google. Последний инцидент случился в этом году — компания заплатила $170 миллионов за незаконный сбор данных детей без согласия их родителей. Подобных штрафов у технологического гиганта полно — в период с 2017 по 2019 год он был трижды оштрафован Европейской комиссией на общую сумму в 8,25 миллиарда евро — это треть его выручки в 2018 году.

Хотите, чтобы было, как в Европе?

А теперь представьте, как компании реагируют на штраф в несколько миллионов рублей. На фоне трёх тысяч рублей сумма кажется огромной, но, если посмотреть глобально, для большой корпорации это не потеря. В 2018 году прибыль компании Facebook составила $6,8 миллиарда (447 миллиардов рублей), для неё и четыре миллиона рублей — это капля в море.

Важно, чтобы компании подчинялись законодательству и опасались крупных штрафов. Они могут бесконечно говорить о совершенствовании сайтов и устройств, но их глобальная цель — не обеспечение пользователей удобством, а зарабатывание денег. Не будет их, не будет быстро работающих сайтов и сканеров распознавания лиц. И компании всеми способами пытаются увеличить прибыль, это нормально, это способ выжить и задавить конкурентов. Задача законодательства — контролировать этот процесс и не позволять пользоваться данными и деньгами клиентов в личных целях.

В случае с компанией Facebook российскому законодательству важно защищать персональные данные граждан. Иначе они могут быть использованы в каких угодно целях. Цукерберг чуть ли не раз в неделю обнаруживает влияние России на американские выборы и обвиняет в этом десятки наших сограждан. Чьи данные, напомним, Цукерберг не собирается передавать в Россию. Или вспомните скандал с компанией Cambridge Analityca, когда конфиденциальная информация американцев использовалась в президентской кампании Дональда Трампа.

Поэтому американские соцсети надо заставить локализовать данные российских пользователей в России. А для этого нужно увеличить размеры штрафов для них.

Причём воспринимать намерения России всерьёз транснациональным корпорациям стоит уже сегодня. Потому что именно сегодня счета ООО "Гугл" в России были заблокированы по решению суда. Google задолжал российскому бюджету выплаты по госпошлине, а также выплаты в адрес физических и юридических лиц. Если штрафы пока ещё не выросли, государство может усложнить работу иностранных компаний и другим путём.

И не стоит воспринимать усложняющиеся взаимоотношения российского государства и иностранных IT-гигантов как какую-то охоту на ведьм, как нам это подают. Напротив, совсем скоро Facebook, Twitter, Google и другие компании будут чувствовать себя совсем как в Европе. В том числе в том, что касается уровней штрафов за нарушение местного законодательства. В конце концов почему компания Apple может быть должна Ирландии 13 миллиардов долларов штрафа, а России нет? Может, просто раньше не было соответствующих законодательных норм?

Выбор редакции

Loading...