19 марта 2020, 18:57
21161

Чем опасны фейки о коронавирусе и как с ними бороться?

В ситуации с коронавирусом легко поддаться панике. А поспособствовать этому могут новости от сомнительных источников. С ними тоже нужно бороться. Как — рассказываем на примере отечественного поискового сервиса.

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock

Читать на сайте Life.ru

По всему миру распространяется коронавирус. Людей закрывают на карантин, а вакцины до сих пор нет. В таких ситуациях люди напряжены. И из этого состояния легко перейти в панику. Достаточно предположить, что предпосылок к улучшению нет или что скоро всё станет ещё хуже.

Важно, что не каждая паника является обоснованной. Достаточно прочесть пост в Интернете — и навязчивые мысли не перестанут вас покидать. Беспокойство о себе, родных. Причём далеко не каждый пост из подобных содержит достоверную информацию. Получается, паника необоснованна. А вы выбиваетесь из колеи.

Самые яркие примеры. В Сети появилось видео, где якобы известный врач Леонид Рошаль призывает россиян есть чеснок, чтобы защититься от коронавируса, жителей ряда городов призвали закрыть окна, потому что ночью вертолёты распылят дезинфицирующее средство, за обнаружение детей в магазинах, в автобусах, на улицах родителей пригрозили штрафовать. Все перечисленные новости оказались фейками, тем не менее они посеяли панику.

Фото © ТАСС / Александр Рюмин

Да и не нужно распространять неподтверждённые новости, чтобы это сделать. Людей банально напрягают пустые полки в магазинах. Они не успокоились, пока Минпромторг не сказал, что они пустые, просто потому что выносить товары не успевают, и никакого дефицита нет.

Фейки = паника

Беда в том, что отличить фейк от достоверной информации крайне тяжело. Следить за всеми источниками с официальной информацией невозможно, а повестись на пост в соцсети крайне легко. Это слабость СМИ — между читателем и аккаунтом на открытой площадке дистанция меньше, чем между читателем и медиа. Поэтому первые сильнее бьют по эмоциям, первым проще поверить.

Кроме того, не всегда получается банально отличить достоверный источник от сомнительного. В 2020 году каждый может создать ресурс в Интернете, назваться как угодно и вещать аудитории. Из-за этого проблема фейк-ньюз становится нерешаемой — трудно заставить кого-то молчать.

Остановить фейки нельзя. Опередить можно

Фото © ТАСС / Михаил Климентьев / Пресс-служба Президента РФ

Частично проблема решаема. Для этого нужно прибегнуть к двум действиям: своевременно информировать население об изменениях в ситуации с коронавирусом и мерах, принимаемых против распространения эпидемии, и создать агрегатор со всеми надёжными новостными источниками.

Президент Владимир Путин во время совещания с членами правительства 04.03 подчеркнул важное значение первого. По его словам, это единственное средство против фейков, уже захлестнувших Рунет.

Как решается проблема?

Проблему такими методами решил "Яндекс". Поисковиками пользуются все пользователи Рунета, кроме того, это известный российский бренд. Так, достоверная информация попадёт на каждое устройство и не вызовет сомнения неизвестным источником.

Скриншот © "Яндекс.Новости"

Для информирования россиян о ситуации с эпидемией "Яндекс" применил уже три решения:

Информационный блок. Он выдаётся при запросе "коронавирус" или на главной странице поискового сервиса. Вся информация проверена. Для составления ленты используются авторитетные источники — Минздрав, ВОЗ, портал mos.ru, а также ответы официальных представителей министерств на вопросы пользователей на сервисе "Яндекс.Кью".

Оперштабы. Под поисковой строкой располагается ссылка, ведущая на их канал в "Яндекс.Чатах". Сначала канал создал московский оперштаб, потом по его стопам пошли Новосибирская, Кемеровская, Самарская и Липецкая области, а также Краснодарский край.

Рубрика "коронавирус" в "Яндекс.Новостях" с последними новостями об эпидемии от российских СМИ с лицензией Роскомнадзора.

Интерактивная карта. "Яндекс" запустил свою карту распространения коронавируса в мире. На ней показано число заражённых в каждой стране. В случае с Россией отображается статистика и по городам. Данные получены от проверенных источников: Роспотребнадзора и Университета Джонса Хопкинса в США.

Скриншот © "Яндекс"

Бороться с фейками можно только одним способом — не оставлять людей без информации и своевременно сообщать об изменениях ситуации. В этом плане "Яндекс" делает максимум из возможного.