Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Посмотреть видео можно на основной версии сайта

Кибербуллинг и подростки. Проблема растёт — школы бездействуют

13129

Фото © Getty Images

Post cover

Поведение детей и подростков в Интернете не контролируется. Школы игнорируют Всемирную сеть и не объясняют, что и как в ней устроено, значит, по логике, здесь можно делать всё что угодно. Между тем сами дети и подростки могут столкнуться с травлей.

Одна из проблем пользователей Интернета — кибербуллинг. Это вид травли в Интернете, включающий в себя оскорбления, угрозы, клевету, компромат или шантаж.

Методы травли бывают разными. Это могут быть просто сообщения оскорбительного содержания. Реже создают отдельные страницы и сообщества, посвящённые издевательствам над конкретным человеком (однокурсником, одноклассником, просто знакомым). Там размещают издевательские посты, публикуют компромат или придумывают обидные прозвища.

Ещё один способ травли — деанонимизация. Злоумышленник публикует пост унизительного содержания и прикрепляет адрес или номер телефона. В итоге жертве начинают звонить или находят в жизни. Таким образом, травля перетекает из Интернета в реальность.

Подростки часто становятся жертвами кибербуллинга

Россия — одна из самых токсичных стран в этом плане. По данным исследования Microsoft за 2012 год, почти половина опрошенных российских детей и подростков в возрасте от 8 до 17 лет сталкивалась с травлей в Интернете непосредственно. В результате исследования Россия заняла пятое место из 25.

Фото © Shutterstock

Подростки в принципе самая токсичная и самая уязвимая к травле группа людей. Дети хуже всех понимают, что психологическое насилие плохо влияет на психику, что других людей тоже нужно уважать. Поэтому проблема должна решаться, а поведение подростков в Сети — контролироваться.

Школы должны реагировать на кибербуллинг

Беда в том, что люди игнорируют проблемы, появляющиеся в Сети. Между тем Интернет стал полноценной частью нашей жизни, и проблемы в нём могут быть не менее масштабны, чем в реальности.

Прежде всего для устранения проблем стоит уделить больше внимания Интернету в школах.

— Нужно повышать уровень цифровой грамотности школьников. Объяснять, что можно, что нельзя, какими будут последствия. Объяснять, что это не есть хорошо и что это наказуемо, — говорит директор РОЦИТ Сергей Гребенников.

Кроме того, Гребенников видит необходимость в повышении уровня цифровой грамотности педагогов. Потому что для противостояния кибербуллингу среди детей школам нужно выйти на новый уровень образования.

— Уроками информатики не обойтись. На уроках информатики ребёнок может решить, хочет он получать техническую специальность или нет. Цифровая грамотность — это гуманитарные навыки. Их нужно получать на уроках ОБЖ или обществознания, где мы изучаем, как себя вести в чрезвычайных ситуациях, — продолжает директор РОЦИТ.

Правда, тут образовательные учреждения могут столкнуться с другой проблемой. По словам Сергея Гребенникова, чтобы воспитать невосприятие кибербуллинга, нужно в целом повысить общий уровень культуры людей. Беда ещё в том, что в Интернете нет границ между городами и странами, а в одной стране могут быть более культурные люди, в другой — менее.

Поведение подростков в Интернете надо контролировать

Фото © Shutterstock

Уроками медиаграмотности не обойтись — каждого человека не заставить подчиняться нормам этики и уважать собеседника. Поэтому общение в Интернете должно регулироваться законодательно, а за травлю должна быть внесена ответственность.

Сегодня в России можно привлечь к уголовной ответственности, когда катастрофические ситуации уже произошли. Например, по статье "Доведение до самоубийства", ряду других статей. Важно, чтобы до катастрофических последствий не доходило.

Советник заместителя председателя Госдумы России Илья Костунов выступает за введение административного наказания, чтобы у жертвы были рычаги влияния на злоумышленника. В случае с детьми как вариант — штрафовать родителей за поведение ребёнка в Сети.

— На начальной стадии у родителей жертвы должна быть возможность привлечь обидчика к ответственности хотя бы в виде штрафа. Самое главное, чтобы появлялась почва для разговора с обидчиками. Потому что наша задача не наказать, а остановить травлю. Для этого нужны достойные доводы. Если будет ответственность, родители обидчика будут заинтересованы в примирении, потому что они несут финансовую ответственность, — говорит Костунов.

По его мнению, подобные законы повлияют и на воспитание в целом.

— Родители будут воспитывать детей так, чтобы они не преследовали других детей в Интернете, прикрываясь анонимностью или думая, что их действия останутся безнаказанными, — продолжает Илья Костунов.

Школы же стоит обязать ввести дисциплины по цифровой грамотности. Интернет слишком значим в жизни современного человека, и игнорировать его нельзя.

— На федеральном уровне нужно принять курс цифровой грамотности. Дети должны научиться грамотно пользоваться Интернетом и научить этому же педагогов, — говорит Сергей Гребенников.

Выбор редакции

Loading...