Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
22 марта 2020, 05:00
34124

Страховка от коронавируса и "акция для заражённых". Как банки и торговые сети наживаются на эпидемии

В разгар эпидемии на продуктах первой необходимости наживаются как отдельные особо предприимчивые граждане, так и крупные торговые сети и банки. Блогеры, конечно, тоже не остались в стороне и предлагают населению "самое лучшее" по сходной цене.

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock

Мы всё уже собрали, просто купите и уходите

В период повышенной готовности к эпидемии главная цель крупных компаний не меняется. Принцип "Отдай деньги, забери товар и уходи" работает, просто маркетологи адаптируют его к отдельным группам особенно нервного населения. Скупающие всё без видимых на то причин — идеальные клиенты для любой крупной компании, особенно в тот момент, когда слово "карантин" звучит с экрана несколько десятков раз за день. Гречневая крупа — один из продуктов, которые в обычной, не предкарантинной обстановке покупают не то чтобы очень хорошо. На складах у ретейлеров всегда есть месячный (а то и трёхмесячный) запас товаров первой необходимости, куда входит и гречка. Правда, скорость, с которой россияне начали сметать гречневую крупу с полок магазинов, натолкнула ретейлеров на мысль: зачем зарабатывать по 50 рублей с упаковки, когда можно на ней же зарабатывать до пяти тысяч?

Гении маркетинга из крупных гипермаркетов (название не приводим специально) придумали сразу три способа извлечения суперприбыли из карманов россиян. Для того чтобы охватить максимально широкую аудиторию, в одном из гипермаркетов придумали "три набора первой необходимости". В состав "экстренных тележек" вошли самая дешёвая гречневая крупа, сахар, соль, несколько рулонов туалетной бумаги и огромное эго директора супермаркета. В зависимости от качества продуктов и от их количества продаются они по разным ценам — от 2800 до 5800 рублей. Стоят такие корзины прямо на входе в супермаркет, ценники на весь набор уже распечатаны — достаточно подойти и оплатить. C одной стороны, такой ход не противоречит никаким законам, однако определённо способствует нагнетанию не самой приятной обстановки. Хотя бы потому, что на входе висят приличного размера баннеры, не заметить которые невозможно.

Психолог Татьяна Джумаева, несколько лет возглавлявшая департамент маркетинга одной из крупных российских торговых сетей, отметила, что поведенческая психология в крупных магазинах настроена не столько на извлечение прибыли, сколько на сокращение издержек.

Если я правильно понимаю ситуацию с корзинами для "экстренной закупки", то это делается не столько для моментальной выгоды, сколько для освобождения складских помещений под другие категории товаров. Разумеется, могут иметь место и прямые повышающие коэффициенты (наценки), но с этим, скорее, как и с аптеками, должны разбираться соответствующие органы. Если необоснованный рост цен действительно есть, то ретейлера накажут большим штрафом. Весь вопрос в том, сколько конкретная сеть успеет заработать на ажиотаже к этому моменту

Татьяна Джумаева

психолог, PR-специалист

Нужно больше золота

Коронавирусная офлайн-продажа ограничивается лишь жадностью российских ретейлеров. "Гречка по супервыгодной цене" и "специальные предложения" на случай апокалипсиса — это верная причина, по которой товар обязательно купят. И тут полезно было бы изучить зарубежный опыт. В Дании, кстати, уже придумали, как бороться с любителями скупать всё про запас без причины. Взять, для примера, самый популярный после гречки и туалетной бумаги товар — обычный антисептик для рук. В супермаркетах торговой сети MENY в Дании за покупку больше одного флакона антибактериального геля предлагают заплатить в 25 раз выше розничной цены. Такая вот антиреклама, предупреждающая жадность и панические настроения.

Скриншот © Ekstrabladet.dk

Скриншот © Ekstrabladet.dk

Но и за рубежом есть аномальные бизнесмены, которые пытаются втридорога продавать обычные гигиенические средства. Например, Мэтт Колвин из города Хиксона, штат Теннесси, купил 18 тыс. флаконов антисептика по доллару за флакон, а продавал уже по восемь-девять через Amazon и Ebay. Когда левая схема вскрылась, оба онлайн-магазина его забанили, а все данные на горе-коммерсанта передали в прокуратуру. Не желая становиться фигурантом уголовного дела, Мэтт пожертвовал весь нераспроданный остаток местной церкви. Но от штрафа за торговлю без лицензии такой широкий жест его вряд ли спасёт. После этого случая Amazon, Ebay и другие онлайн-площадки начали внимательно изучать объявления о продаже антисептиков оптом, а "Фейсбук", если верить данным Business Insider, вообще запретит рекламу средств или любых продуктов, которые "защитят и вылечат" от коронавируса.

Российские банки и страховщики тоже оказались не прочь заработать на предпанически настроенных россиянах. С начала марта в личных кабинетах пользователей и на сайтах кредитных учреждений появились "спецпредложения" по добровольному медицинскому страхованию от CoVID-2019. В список страховых случаев входят первичная постановка диагноза, лечение, но не госпитализация. Всё бы ничего, но в своей рекламе банки и страховые компании не указывают, что пациента с подозрением на коронавирус и без дополнительных денег поместят в больницу с особым режимом ухода, даже если это случится далеко от центральных регионов.

Единственное, для чего может пригодиться такая страховка, — это выезд за рубеж и заражение CoViD-2019 где-нибудь далеко за пределами родины. Но и здесь есть подводные камни, о которых страховщики предпочитают молчать. Юрист по страховым спорам Варвара Кулешова отметила, что при выезде за рубеж туроператоры сразу предлагают страховку, которая будет покрывать медицинское обслуживание в случае необходимости.

Есть обычная туристическая страховка, которую туроператоры и так продают совместно со страховыми компаниями. В ряде случаев мы фиксируем появление отдельных страховых продуктов, которые прямо или косвенно нацелены на компенсацию исключительно в случае заражения коронавирусом. Некоторые наши клиенты даже сталкиваются с навязчивыми обзвонами и попытками насильно продать страховку "на всякий случай". Разумеется, все эти случаи мы будем изучать и в ближайшее время будем формировать реестр исковых заявлений, так как в ряде случаев речь фактически идёт о введении людей в заблуждение

Варвара Кулешова

юрист по страховым спорам

Относительно честный способ заработка денег на хайпе вокруг коронавируса — российские футболки из Саратова с соответствующей тематикой. Их реклама сейчас активно "крутится" в социальных сетях. За футболку с надписью "Живы будем — не помрём" и "В Саратове коронавирус болеет тобой" просят по 500 рублей.

Скриншот © vk.com / crazy_print

Скриншот © vk.com / crazy_print

В мире животных

Вот и блогеры не остались в стороне и решили похайпить на дефиците гигиенических средств во время эпидемии коронавируса. Правда, тут нужно сразу заметить, что жажда наживы затронула практически всех блогеров в той или иной степени вне зависимости от количества подписчиков в "Инстаграме". Они активно продвигают нативную рекламу со своих аккаунтов, не особенно задумываясь о последствиях. Рекламой "уникальных и самых лучших" антисептиков занялась даже печально известная Мара Багдасарян, которую сотрудники ДПС несколько лет "ловили" на ночных улицах Москвы за превышение скорости.

Скриншот © instagram.com / 049mara

Скриншот © instagram.com / 049mara

Хайп вокруг дефицитного товара устраивают не только уличные продавцы масок, о которых Лайф рассказывал ранее, но и Instagram-блогерши и по совместительству мастера ногтевого сервиса. Складывается полное ощущение, что в битву за хайп вокруг коронавирусной инфекции включились все, у кого есть Интернет. И все, как один, обещают "то, чего нет в аптеках".

Скриншот © vk.com / annaverbacosmetics

Скриншот © vk.com / annaverbacosmetics

Дошло до того, что "запас на несколько месяцев" совершенно определённого и самого лучшего (ну а как ещё) антисептика начала рекламировать даже супруга Тимати Анастасия Решетова. Вся реклама, как и в случае с большинством блогеров, публикуется через stories или обычные посты в "Инстаграме", где у Решетовой 3,3 млн подписчиков.

Скриншот © instagram.com / volkonskaya.reshetova

Скриншот © instagram.com / volkonskaya.reshetova

Однако главный хайп коронавирусного сезона — защитные фильтрующие маски, которые хоть и не бесполезны при респираторных заболеваниях, но не спасают от заражения коронавирусом. Правда, тех, кто запускает рекламу с Instagram-аккаунтов, это не волнует — и продавцы масок напрямую обещают пользователям защиту от CoViD-2019.

Скриншот © instagram.com / kirillkaravaev.ru

Скриншот © instagram.com / kirillkaravaev.ru

Чем закончится истерика вокруг коронавируса, ясно уже сейчас. Те, кто вр\т про "чудодейственные лекарства" против вируса, заработают деньги, а те, кто эти лекарства и продукты покупает, после спада эпидемии снова будут думать, как вышло, что пришлось покупать антисептик и защитные маски в 20 раз дороже их обычной цены.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров