Бизнес терпит убытки. Рестораторы Санкт-Петербурга ищут поддержки у властей
Для владельцев ресторанов и кафе настало непростое время. Число посетителей сократилось, выручка падает, а расходы никто не отменял. От безвыходности рестораторы вынуждены обращаться за поддержкой к городским властям. Стоит ли бизнесу ждать компенсаций?
Фото © Getty Images
Рестораны терпят убытки. После рекомендаций Роспотребнадзора оставаться дома и выходить на улицу только при необходимости общественные заведения Москвы и Санкт-Петербурга стали терять посетителей.
В связи с этим петербургские рестораторы опубликовали обращение на сайте Change.org к губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову. Они просят признать ситуацию с коронавирусом форс-мажором, а также временно освободить их заведения от проверок, уплаты налогов и оплаты коммунальных услуг.
В обращении представители индустрии общественного питания указали, что с февраля выручка большинства заведений снизилась примерно на 40–60% и продолжает падать дальше. Из-за этого около 100 тысяч человек могут лишиться своих рабочих мест.
Какие принимаются меры для решения проблемы
Фото © ТАСС / Валерий Шарифулин
Стоит отметить, что некоторые предложения, которые были высказаны в петиции, уже реализуются. При этом поддержка оказывается не одной отрасли, а всему малому и среднему бизнесу. Например, Правительство РФ уже дало временную отсрочку по арендной плате для арендаторов государственного и муниципального имущества. Кроме того, правительство разрабатывает меры поддержки всех предприятий МСП (отсрочка на три месяца по страховым взносам и мораторий на проверки, включая налоговые и таможенные). Также до 1 мая откладывается подача заявлений о банкротстве в отношении юридических лиц — должников перед бюджетом, если ранее по ним не были возбуждены дела. До 1 апреля Минэкономразвития внесёт законопроект о моратории на подачу заявлений о банкротстве и ускорит разработку законопроекта о реструктуризации долгов организаций.
Некоторые владельцы бизнес-центров также идут навстречу рестораторам и дают арендные каникулы. Так, арендаторы всех ресторанов в московских бизнес-центрах "Четыре ветра", "Белые сады", "Балчуг плаза", "Крылатские холмы" и на территориях квартала "Сколково парк" и санкт-петербургского многофункционального центра "Новая Голландия" получили письмо о введении арендных каникул на один месяц. Эти бизнес-центры принадлежат компании Millhouse, управляющей активами Романа Абрамовича. А компания ADG отменила начисление фиксированной арендной платы на период чрезвычайной ситуации и перешла на процент с оборота.
Поддержка должна быть для всех
Фото © ТАСС / Валерий Шарифулин
Независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что индустрия общественного питания сейчас находится в тяжёлой ситуации, но льготы надо давать не только ресторанам и кафе, но и всем организациям малого и среднего бизнеса. Также, по его словам, не помешали бы преференции промышленным предприятиям, которым сегодня тоже приходится нелегко.
А управляющий партнёр BMS Group Алексей Матюхов заявил, что с точки зрения бизнеса пандемия коронавируса — стандартный предпринимательский риск, как пожар, потоп или землетрясение. Подобные риски могут и должны быть застрахованы, но в России это делается редко, что и приводит к таким просьбам о помощи.
Какие-то меры поддержки от государства будут, но, конечно, это должна быть помощь не только ресторанам, так как такое выделение будет неправильным. Я думаю, могут быть установлены каникулы по региональным налогам (как с туристическим бизнесом и авиакомпаниями). Также могут быть предусмотрены преференции в сфере логистики — сейчас все заведения кооперируются с агрегаторами, так как повысился спрос на доставку
Алексей Матюхов
Заместитель директора Института гостеприимства Московского финансово-промышленного университета "Синергия" Георгий Ташкер считает, что легче перенесут кризис небольшие кофейни, так как у них издержки минимальные, а из больших — сетевики (фастфуд), поскольку у них хорошо выстроен механизм работы.
"Справляемся сами"
Фото © Pixabay
На помощь властей рассчитывают не все. Многие рестораторы пытаются выжить, придумывая собственные фишки, способные удержать клиентов и снизить потери.
— Многие кафе и рестораны сейчас стараются снизить расходы. Некоторые убирают свои постоянные скидки — например, в одном заведении кофе можно было купить утром за половину от обычной цены, сейчас убрали эту акцию, но спеццену на завтраки оставили. Это правильная политика: лояльные клиенты такую позицию владельца заведения поймут. А вот убирать бизнес-ланчи не стоит: это сразу лишит клиентов сейчас, а в долгосрочной перспективе скажется на репутации. Кстати, некоторые кафе и рестораны сейчас делают подарки к заказу — это может быть и бесплатное дополнительное блюдо (к примеру, десерт) к заказу или бесплатный напиток. Такая стратегия в условиях кризиса и снижения потока клиентов может стать выигрышной. Некоторые рестораторы поменяли график работы — снизили количество часов. У кого не было доставки, заводят её. Это позволяет компенсировать потери от снижения числа клиентов в зале — люди сейчас больше заказывают на дом, — рассказал один из представителей ресторанного бизнеса.
Многие предприниматели закрывают свои заведения, но при этом оставляют кухню и доставку. Так сделали создатели проекта для детей Rimambelle: они закрыли свои заведения во "Временах года" и "Метрополисе", но запустили доставку еды со скидкой 30%. По их словам, речь идёт не о заработке. Цель — покрыть зарплату сотрудникам.