Стучать — не стучать про карантин
Писатель Игорь Мальцев — о предпочтениях россиян в моральном выборе, а также о корнях недоносительства в нашей культуре.
Коллаж © LIFE. Фото © ТАСС / Кузьмичёнок Василий
Советское воспитание и образование приносило иногда парадоксальные плоды. Если тебя чему-то учат, например, то обязательно надо поступать совсем наоборот. Вот, например, выдавали как ролевую модель некоего Павлика Морозова (зумеры, молчать), который по пропагандистской легенде был такой правильный пионер, что сдал своего папу не то что ментам, а прямиком в гебуху. С тех пор в голове у поколений твёрдо засело: "стучать нельзя". При этом под словом "стучать" могло подразумеваться что угодно — вплоть до свидетельских показаний. Это создавало в обществе некоторый… эээ, этический люфт.
Первый раз эта концепция подверглась коррозии, когда русские стали ездить за границу, за ней даже работать и жить. И стало понятно, что за пределами бывшего красного лагеря очень даже поощряется "стучать" — на коллег, на соседей и т.д., когда моральный камертон в лице себя самого считает, что они неправильно себя ведут. Особенно ярко это выражается в процессе делания некой важной работы — начиная с не так давно введённого на Западе раздельного сбора мусора: типа за неверно выкинутые бутылки могли нажаловаться и управляющим, и властям. Настучать.
У русских внутренняя нравственная регуляция начиналась с того, что не властям стучали по мелочам, а стучали прямо по башке.
Ну вот у нас тут опять новая эпоха и новый вызов, родина в опасности и новая дилемма: стучать ментам или стучать по башке. И, слава богу, у нового поколения нет идиотских идеологическо-морозовских установок.
Ведь что мы сейчас видим. Давно забытая ситуация, когда несоблюдение правил эпидемиологической тревоги одними ставит в крайне опасное положение кучу других людей. Первыми приходят в голову вот эти все небедные, хорошо загорелые люди, которые возвращались с покатушек из Италии, где уже бушевала смертность, и шли с наглыми рожами "в народ" — ноготочки себе подпилить в парикмахерские, попутно заражая кучу другого народа. Ведь как ни крути, вся основная волна вируса — от приехавших. Вот что с ними делать? И когда, кстати, вполне реальная парикмахерша таки сдала такую лыжницу полиции, вот никакого ложноморального возмущения (стучать нельзя) не возникает. И какого чёрта эта работница должна рисковать своей жизнью и жизнью своих коллег и семьи только потому, что у некоторых нет ни мозгов, ни совести?
Ведь в чём подлость вируса? В том, что он довольно чётко делит общество по возрастному принципу, априори выдавая иллюзорное преимущество молодым и здоровым перед больными, слабыми и старыми. И, несмотря на то что даже эта граница размыта, есть ещё масса народа, который просто тупо переносит вирус в лёгкой форме и тщательно его разносит. И, стало быть, есть витающий в воздухе припев группы "Тату": "Нас не догонят" — а нас пронесёт и всё это ерунда.
И тогда встаёт жесточайшая дилемма в обществе: беспечность одних — это койка, полные лёгкие фиброза и смерть от невозможности дышать — для других. Доходит, конечно, уже совершенно до запредельных вариантов, когда главный инфекционист области скрывает, что отдыхала славно в Испании, где уже тогда бушевал вирус, и практически заражает кучу медиков по возвращении на работу. Тут просто всё красиво — обычная чиновничья спесь и наглость: когда у тебя в области и в мирное-то время коек не хватает, чиновница прекрасно себя чувствует и на неведомо на чём заработанные деньги отдыхает по испаниям. Это при обычном течении дел. А когда обстановка становится военной, с чего нам ожидать, что её поведение каким-то образом изменится? Нет, конечно, не изменится. Только теперь это уже не спесь и наглость, это подстава конкретная, риск и игра чужими жизнями.
Так вся эта грёбаная вирусология работает как увеличительное стекло.
И, конечно, надо сдавать всех, кто нарушает режим, кто скрывается, кто убегает из больниц.
Последнее вообще за гранью понимания нормальным человеком. Вот так разносили чуму по Европе. И знаете, что является альтернативой "стуку"? Ну так, чтобы не обижаться на тех, кто вас сдал властям? Альтернативой является стук по голове палкой. Или побивание камнями. С последующей выдачей тушки санитарным командам. Это тоже такой вариант самозащиты общества. Немного примитивный, но действенный.
В Европе очень всё по-разному сейчас. Одни, типа Австрии, довольно быстро организовались, хотя молодёжь, начитавшись сообщений про то, что их не берёт вирус, пытается игнорировать правила "социального дистанцирования", совершенно не задумываясь, что речь идёт, вообще-то, о здоровье и жизни совсем других людей. Первые восемьсот выписанных денежных штрафов до 3500 евро каждый немного разрядили обстановку. Реально: полиция ходит и контролирует места, где склонны собираться кучи молодых людей. В Германии всё гораздо хуже, и просто призывы и нежелание Меркель "закручивать гайки" привели к тому, что в таких вольнолюбивых городах, как Берлин, вообще забили на правила. В результате таки получили комендантский час. В Испании, где степень социальной разболтанности повыше, сегодня пришлось вводить уже военные патрули. И ведь всё сами, сами. Говорили вам: мойте руки перед едой. И после еды. И вместо еды.
Поэтому тут нет никакого нравственного выбора, за который надо было бы стыдиться: разносчиков эпидемии — сдавать. Запирать. Посыпать дустом. Или до чего там уже дошла современная наука.