29 марта 2020, 18:30
34582

Вторая нефть? Российская пшеница может стать самым ходовым товаром, а собирать её с полей будут тракторы-беспилотники

Похоже, что восстание машин, которое пророчили в "Терминаторе", начнётся не с беспилотных автомобилей на дорогах, а с беспилотных тракторов. Они могут трудиться без сна и отдыха, а единственное, что им нужно, — масло и дизельное топливо. Управлять процессом будет электронный мозг, и больше никаких пьяных комбайнёров и использования техники налево.

Фото © ТАСС / Виталий Тимкив

Читать на сайте Life.ru

Золотая нефть?

John Deere, CNH, AGCO, Claas, SDF — это как Mercedes, BMW, Audi, Toyota и Ford, только от мира производителей сельскохозяйственной техники. Как и все автопроизводители, пятёрка крупнейших поставщиков техники для сельского хозяйства умеет считать деньги и хорошо знает, что беспрерывная работа — залог хорошего урожая. На пятерых в последние 10 лет эти компании вложили примерно 3,3 миллиарда долларов в покупку различных стартапов, напрямую или косвенно связанных с беспилотными технологиями, нейросетями и машинным обучением. Причина проста: пшеница уже стала стоить дороже нефти.

Фото © ТАСС / Виталий Тимкив

В короткий период нестабильности российской валюты и неопределённости на мировых рынках нефти случился резкий рост спроса на зерновые культуры. Пшеница не стала исключением: сейчас за тонну зерна на мировом рынке дают 207–210 долларов, что в пересчёте на рубли почти 20 тысяч. Пока нефть дешевеет, пшеница дорожает. К примеру, за тонну нефти Urals уже просят меньше, чем за тонну зерна: 12,8 тысячи рублей за тонну углеводородов, 13,5 тысячи — средняя закупочная цена пшеницы по России.

Экспорт пшеницы может решить проблему голода во многих странах и позволит создать стратегические запасы, однако выращивать пшеницу и содержать в пригодном для посева состоянии сами земли нужно непрерывно. Человеческий фактор в этом смысле будет только мешать — процесс должен быть автоматизирован настолько, насколько это вообще представляется возможным. И у России, обласканной глобальным потеплением и, возможно, способной (в новых условиях) давать по два урожая в год, есть все шансы стать монополистом по поставкам зерна во всём мире.

Полевой воин

Первый в мире испытательный полигон для беспилотных комбайнов, тракторов и другой техники создаёт Cognitive Pilot — "дочка" Сбербанка и компании Cognitive Technologies. Аппаратную часть взяла на себя "Песчанокопская аграрная группа" — один из крупнейших южных агрохолдингов. Позднее будут созданы и специальные базы данных изображений (датасеты) для обучения нейронных сетей. По сути, речь идёт о том, чтобы сначала обучить нейросети особенностям работы в поле и заставить технику работать без водителя, а затем интегрировать эти решения в бизнес-процессы аграрных холдингов как в России, так и по всему миру.

Получится своеобразный фильм "Интерстеллар", в котором главный герой после полётов в космос придумал, как заставить беспилотные тракторы собирать урожай. Только в фильме речь шла о скорой глобальной катастрофе и вымирании человечества, а российские программисты придумали, как собрать с одного и того же квадрата земли максимально возможный урожай. Нагляднее всего это будет смотреться в цифрах.

С помощью традиционных и современных технологий обработки и уборки урожая в 2018 году Россия отгрузила экспортной пшеницы на 8,4 миллиарда долларов, что на 2,6 миллиарда больше, чем в 2017 году. В 2019 году экспорт пшеницы значительно превысил 40 миллионов тонн (при общем сборе урожая пшеницы в 73 миллиона). Артур Шапиро, директор одного из агрохолдингов в Ростове-на-Дону, отметил: роботизация и доведение технологий посева, обработки, сбора и хранения урожая до автоматизма при должном внимании позволят увеличить эти цифры на треть, а при поддержке со стороны государства и благоприятном климате — вдвое.

Я это вижу следующим образом. Если реализовать всё так, как задумано, то непрерывный производственный цикл, если мы говорим об уходе за землёй, посеве, обработке и уборке урожая, будет упираться только в техническое обслуживание. С учётом того, что будет автоматизация бизнес-процесса, мы точно всегда сможем сосчитать, сколько стоит обслуживание, сколько стоит топливо, есть перерасход или нет. А если наши производители техники у себя первыми это внедрят и будут продавать по адекватной цене, то урожайность вырастет в разы

Я это вижу следующим образом. Если реализовать всё так, как задумано, то непрерывный производственный цикл, если мы говорим об уходе за землёй, посеве, обработке и уборке урожая, будет упираться только в техническое обслуживание. С учётом того, что будет автоматизация бизнес-процесса, мы точно всегда сможем сосчитать, сколько стоит обслуживание, сколько стоит топливо, есть перерасход или нет. А если наши производители техники у себя первыми это внедрят и будут продавать по адекватной цене, то урожайность вырастет в разы

Артур Шапиро

Директор агрохолдинга

Аграрии отмечают, что выгода от таких технологий может оказаться несопоставима с расходами на их закупку и внедрение. К примеру, "Ростсельмаш" — крупнейший отечественный производитель сельскохозяйственной техники в России — уже внедряет похожие решения, с помощью которых стали возможны не только автовождение и так называемая секторная уборка, но и автоматическая парковка техники после завершения обработки поля. В целом, как отмечают представители агрохолдингов, всё идёт к тому, чтобы техника не пропускала ни один колосок и ни одно зёрнышко на поле в несколько сотен гектаров.

Фото © ТАСС / Виталий Тимкив

С директором агрохолдинга согласна и Ксения Шашкина — инженер-разработчик беспилотного транспорта и систем автоматизации.

В зависимости от того, какую работу выполняет техника, будет отличаться и набор сенсоров. Кроме того, сельхозтехника отличается по набору сенсоров и от автомобильного транспорта. Работа в поле имеет ряд особенностей. Часть из них (например, расположение линий электропередачи или каких-то построек) заранее известна и заложена в блок навигации, часть (например, пыль при работе комбайна или плохие погодные условия) решается на ходу. Именно из-за этих особенностей в сельхозтехнике чаще используются оптические сенсоры, а не лидары, как в автомобилях. С одной стороны, сельскохозяйственная техника попроще в плане решения задач и событийности, с другой — её автоматизация и автоматизация всех надстроек (сенсоров и датчиков) тоже непростая задача, на решение которой придётся потратить существенные средства

В зависимости от того, какую работу выполняет техника, будет отличаться и набор сенсоров. Кроме того, сельхозтехника отличается по набору сенсоров и от автомобильного транспорта. Работа в поле имеет ряд особенностей. Часть из них (например, расположение линий электропередачи или каких-то построек) заранее известна и заложена в блок навигации, часть (например, пыль при работе комбайна или плохие погодные условия) решается на ходу. Именно из-за этих особенностей в сельхозтехнике чаще используются оптические сенсоры, а не лидары, как в автомобилях. С одной стороны, сельскохозяйственная техника попроще в плане решения задач и событийности, с другой — её автоматизация и автоматизация всех надстроек (сенсоров и датчиков) тоже непростая задача, на решение которой придётся потратить существенные средства

Ксения Шашкина

Инженер-разработчик беспилотного транспорта

Однако и аграрии, и специалисты по разработке беспилотных систем уверены: внедрение сенсоров повсеместно (или хотя бы в парках крупнейших аграрных холдингов) позволит уже "с первого захода" показать повышенную производительность и собрать больше урожая с каждого гектара. Если и дальше совершенствовать технологию, то роста урожайности почти на треть можно добиться уже к 2024–2025 году.