Уже не круизный корабль. Экипаж авианосца "Теодор Рузвельт" может умереть от коронавируса
В отличие от круизных лайнеров, доступ на боевой корабль для медиков ограничен, лечить моряков гораздо сложнее. Кроме того, CoViD-19 у американских моряков может стать причиной повторной вспышки на островных государствах.
Фото © Matt Cardy / Getty Images
Совсем не похоже на круиз
Для начала стоит пояснить, что такое авианосец. Боевой авианесущий корабль — это почти 6 тыс. человек, которые по полгода находятся в замкнутом пространстве. Почти половина — команда корабля. Оставшиеся — лётчики, техники, бойцы спецназа и все те, кто непосредственно проводит боевые операции. С корабля, больше похожего на огромный город, эти люди не сходят почти всё то время, что проводится "боевое патрулирование" или "пребывание в заданном районе". На борт корабля на военной базе в Сан-Диего весь экипаж попадает через упрощённый медицинский контроль — контрольный тест на остроту зрения, давление и прочие бюрократические процедуры.
Все правила — как на въезде в центральный офис ЦРУ: если ты попал внутрь, значит, ты "чист" и ты "свой". Как правило, с симптомами сильной болезни (бледный вид, повышенное потоотделение и высокая температура) на борт попасть нельзя. Флотские медики в США свою работу знают и делают её хорошо. Однако в случае с коронавирусом всё оказалось не так просто. Во-первых, инкубационный период CoViD-19 — в среднем от пяти до шести дней. Через 11–12 дней начинают проявляться симптомы. Не исключено, что в США уже на момент убытия корабля в плавание кто-то из шеститысячного экипажа успел "подцепить" коронавирус. Достаточно сказать, что сейчас в США более 60 тыс. человек лежат в инфекционных больницах с подозрением на коронавирус, и дело плавно движется к объявлению чрезвычайной ситуации.
Фото © Mass Communication Specialist 3rd Class Eduardo Otero / U.S. Navy via Getty Images
Ещё кое-что о том, как устроен быт на авианосце. В относительном комфорте среди 6 тыс. человек живут самые высокопоставленные моряки. Командир корабля, старший помощник, офицеры, командующие боевыми постами. Первые двое живут в отдельных просторных каютах, а вот офицерам приходится "ютиться" уже по двое. Что касается остальных матросов и обслуживающего персонала, то они живут в секциях по 6, 12 и 24 человека. Если взять одного больного коронавирусом, который не знает, что заражён, или знает, но не хочет признаваться, то инфицировать ещё троих в обычных условиях — вообще не проблема. В случае с плотным размещением матросов на авианосце масштабы возрастают втрое, особенно с учётом плотности размещения и количества свежего воздуха внутри помещений.
Какие молодцы
Американские ВМС — идеальный пример разброда и шатания в нестабильный период. Когда в Японии началась вспышка коронавируса, порт Йокосука и все американские военные объекты были немедленно закрыты, а весь персонал немедленно посадили на карантин по месту текущего пребывания. Благодаря этим мерам "японский филиал" ВМС США с боевыми кораблями, дронами и много чем ещё не зафиксировал ни одного случая коронавирусной инфекции.
Фото © Mass Communication Specialist Seaman Olympia O. McCoy
Зато экипаж авианосца "Теодор Рузвельт" решили не ограничивать пребыванием на корабле. Перед учениями в Филиппинском море матросам разрешили сойти на землю во вьетнамском порту Дананг, где как раз бушевала эпидемия. Тут нужно сразу добавить, что дежурная смена на период швартовки и отдыха экипажа — в лучшем случае сотня человек. Все остальные отправились изучать местные достопримечательности и местных жителей. Через пару дней корабль отправился на учения, а ещё через пару недель у троих моряков обнаружили CoViD-19. И хотя официальные представители ВМС США заявили, что заболевших в ближайшее время снимут с корабля, новости для американских моряков всё равно плохие.
Капитан третьего ранга в запасе на одном из советских противолодочных кораблей Анатолий Черных пояснил, что инфекция на корабле — это всё равно что пожар на подводной лодке.
Если инфекция передаётся воздушно-капельным путём и протекает как этот новый вирус (поначалу бессимптомно), то есть шанс, что могут быть поражены ключевые посты управления кораблём. Разумеется, на каждом корабле есть изолятор, но важно не упустить момент и вовремя туда матроса или офицера поместить. А если пара недель прошла и люди боевую службу несли как ни в чём не бывало, то можно весь корабль на карантин закрывать, а капитана корабля, старпома и вахтенных офицеров вполне могут под трибунал отдать
Если инфекция передаётся воздушно-капельным путём и протекает как этот новый вирус (поначалу бессимптомно), то есть шанс, что могут быть поражены ключевые посты управления кораблём. Разумеется, на каждом корабле есть изолятор, но важно не упустить момент и вовремя туда матроса или офицера поместить. А если пара недель прошла и люди боевую службу несли как ни в чём не бывало, то можно весь корабль на карантин закрывать, а капитана корабля, старпома и вахтенных офицеров вполне могут под трибунал отдать
Анатолий Черных
Тут же на ум может прийти история с круизным лайнером Diamond Princess и другими круизными кораблями, которые были изолированы при первых подозрениях на CoViD-19, но отличия всё-таки есть. Во-первых, гражданский корабль легче остановить и закрыть в любом порту мира. Во-вторых, пассажиров на Diamond Princess в два раза меньше, чем на авианосце. С боевым кораблём, на борту которого авиация, сотни тысяч тонн топлива, 6 тыс. человек и смертоносное оружие (может, даже ядерное), всё сложнее. Вполне возможно, что доставить противовирусные препараты на борт авианосца можно тем же путём, каким эвакуируют (или уже эвакуировали) инфицированных коронавирусом. Однако как соблюдать карантин, когда нужно нести боевую службу? Это, как говорится, вопрос на миллион долларов.
Фото © Mass Communication Specialist 3rd Class Erick A. Parsons / Released
Особенность ещё и в том, что для каждого корабля (российский ВМФ, кстати, не исключение) разработана специальная инструкция. В ней зафиксированы предельные цифры по количеству заболевших, с которыми можно продолжать боевой или учебный поход. Если этот показатель за весь период плавания будет превышен, корабль срочно "снимается" с задания и отправляется в порт приписки или ближайший союзный порт на "зачистку" — дезинфекцию. С учётом текущей геолокации авианосца "Теодор Рузвельт" можно сделать вывод, что ближайшие порты, куда корабль могут отправить на "отстой", — Пусан в Южной Корее, Йокосука в Японии или базы ВМС на Тайване.
Инфекционист Андрей Самойлов, изучавший особенности вируса Эбола в Центральной и Восточной Африке, отметил, что сейчас такие "гости" азиатским странам совсем ни к чему.
Особенность коронавируса в том, что он ослабляет иммунитет очень сильно. И повторное заражение другим штаммом, а CoViD-19 может мутировать буквально за пару месяцев, может вызвать повторную вспышку везде, где американские моряки на своём корабле "припаркуются". Понятное дело, что там будет и карантин, и все меры примут, но малейшая неосторожность — и пандемия повторится ещё раз, уже с новой силой
Особенность коронавируса в том, что он ослабляет иммунитет очень сильно. И повторное заражение другим штаммом, а CoViD-19 может мутировать буквально за пару месяцев, может вызвать повторную вспышку везде, где американские моряки на своём корабле "припаркуются". Понятное дело, что там будет и карантин, и все меры примут, но малейшая неосторожность — и пандемия повторится ещё раз, уже с новой силой
Андрей Самойлов
Государственный департамент, командование флота и Пентагон хранят молчание относительно здоровья моряков и делают вид, что всё под контролем. Так ли это на самом деле, станет ясно в ближайшую неделю-две.