В этот раз пронесло! Чем грозит тысячам россиян цунами на краю земли
На северных Курильских островах произошло мощное землетрясение, за которым последовало цунами. Такую картину островитяне видят раз в несколько лет. Как россияне живут на забытых островах в Тихом океане, где раз в несколько лет трясёт землю и "пыхтит" вулкан, — в материале Лайфа.
Коллаж © LIFE. Фото © Getty Images, © ТАСС / Сергей Красноухов
В новостях регулярно фигурируют сюжеты о претензиях Японии на южные Курильские острова. Есть ещё и северные, на них никто не претендует, и вспоминают о них нечасто, разве что когда там случаются землетрясения и цунами, когда рискуют погибнуть люди. На большой земле трудно себе представить, как живут россияне, отрезанные сотнями километров Тихого океана и Охотского моря. Островитяне привыкли жить в условиях изоляции, рядом с действующим вулканом, в окружении медведей и в ожидании регулярных природных катаклизмов. В 1952-м единственный город Северных Курил накрыло волнами от 10 до 15 метров (выше трёхэтажного дома). Тогда погибло более 2,3 тысячи человек. Лайф рассказывает о жизни на краю земли.
"Кирпичи сыпались на голову"
Когда в Охотском море на глубине 60 километров произошло землетрясение, в детском садике Северо-Курильска был тихий час, а на рыбзаводе трудяги перерабатывали минтай, камбалу и треску. В городе сработали сирены. Люди выбежали на улицу и двинулись к возвышенной части острова. Там в пункте временного содержания укрылось несколько сотен человек. Главный редактор единственной островной газеты "Северо-Курильский рыбак" Яна Бородина рассказывает о последнем землетрясении:
"Кирпичи сыпались на голову. В домах падала посуда, рушились дымоходы. Люди очень испугались", — по словам Бородиной, подземные толчки на северных Курилах происходят часто, но таких мощных местные не испытывали последние лет семь-десять. В эпицентре землетрясения его мощность достигала более семи баллов.
Фото © LIFE Shot
Самое сильное бедствие курильчане испытали в 1952 году. Тогда цунами буквально смыло Северо-Курильск с населением шесть тысяч человек, более двух тысяч погибло. Город отстроили заново — в новом месте. Изначально дома занимали береговую линию, строились прямо у воды. Катастрофа подсказала, что жилой район нужно перенести на возвышенность.
Фото © Earth-chronicles.ru
Фото © Earth-chronicles.ru
Механизм действий при ЧС за эти 70 лет на Северных Курилах тоже не изменился — бросать всё и бежать на возвышенность. В городе даже установили таблички с указанием, куда идти, когда трясёт.
В зоне риска затопления — рабочие морского порта и рыбоперерабатывающего завода, их строения по-прежнему находятся прямо у воды. Людей оттуда вывозят на "вахтовках" (рабочих машинах). Корабли, стоящие в порту, при землетрясении отгоняют в открытый океан — там безопаснее. К слову, землетрясения и цунами не единственная опасность для жизни на Парамушире, на острове ещё есть действующий вулкан Эбеко.
Жизнь на краю земли
Сегодня россияне из-за пандемии коронавируса вынуждены привыкать к новым условиям жизни, например, к работе на удалёнке и ограничениям на поездки за границу. На Северных Курилах люди практикуют навыки изоляции десятилетиями. Единственный обитаемый остров северной части Курильской гряды — Парамушир, который фактически изолирован от большой России. До Камчатки отсюда — более 300 км по морю, до Сахалина — тысяча километров. Единственный город — Северо-Курильск, и живёт здесь 2,5 тысячи человек.
У поселения есть своя система электроснабжения (дизельная электростанция), отделение Сбербанка, новенький храм с часовней и даже хостел. Тем не менее город сильно зависит от материковой России — на остров регулярно завозят продукты питания, строительные материалы и топливо, а островитян вывозят на большую землю — на лечение. На самом острове есть Центральная районная больница, но врачей там явно не хватает, например, нет ни одного гинеколога. Сегодня добраться до Парамушира можно только двумя способами — на теплоходе или вертолётом и только через Камчатку.
Страсти по почте и свежим продуктам
Теплоход идёт из Петропавловска-Камчатского. Путь занимает немногим более суток. Судно отправляется в Парамушир каждую неделю (если позволяют погодные условия). Билет в одну сторону обходится в 3,7 тысячи рублей. Проблема в том, что на этом направлении работает всего один грузопассажирский теплоход "Гипанис" компании ООО "Сахморфлот", поэтому рейсы часто отменяются.
"Когда пароход встаёт на ремонт, почта месяцами не доходит, тоннами накапливается в Петропавловске. Тогда же и свежие продукты практически не доставляются", — жалуется Лайфу главред "Северо-Курильского рыбака" Яна Бородина.
Помимо теплохода на линии работают вертолёты частной камчатской авиакомпании "Витязь-аэро". По договору с властями Сахалина они перевозят жителей Парамушира до Камчатки и обратно. Судя по постановлению регионального правительства, билет в одну сторону обходится островитянам в 4,2 тысячи рублей. Этот транспорт тоже даёт сбои. Жители Северных Курил подозревают, что авиаторы просто переключаются на перевозку туристов — это намного выгоднее.
Самолёт надежды
Только в этом году на острове наконец начали строить взлётно-посадочную полосу для самолётов. Сахалинские власти обещают, что аэродром облегчит жизнь островитянам. По задумке сахалинских властей, в Парамушир будут регулярно летать самолёты дочерней авиакомпании "Аэрофлота" — "Аврора".
Фото © ТАСС / Сергей Мальгавко
От сирены до сирены
К вечеру 25 марта в Северо-Курильске сняли режим ЧС. В этот раз обошлось без катастрофы. Пострадавших людей нет. Но ущерб городу землетрясение всё-таки принесло. Яна Бородина говорит, что в больнице оказалась повреждена система отопления, пострадали здания Дома культуры и местной школы, там, возможно, обрушились дымоходы. В магазинах товар падал с полок, завалило дверные проходы. Людям предстоит убрать дома от разбитой посуды и продолжить жить и работать, не зная точно, когда произойдёт следующее природное волнение и какой высоты будет следующая волна цунами.