Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Посмотреть видео можно на основной версии сайта

    Светлое пятно. Российские интернет-сервисы выдержат кризис от коронавируса, но им нужна помощь

    Рунет почти независим от иностранных компаний. На каждый YouTube найдётся свой "Рутуб", на каждый Google — свой "Яндекс". При этом сегмент может пострадать из-за вспышки коронавируса. Кроме того, государство и без того должно оказать ему содействие в развитии, если оно не хочет зависеть от американских и китайских сервисов.

    349
    Post cover

    Фото © Shutterstock

    Российский сегмент Интернета — один из самых развитых в мире. Во-первых, у нас почти все виды агрегаторов. Поиск жилья, онлайн-кинотеатры, свои поисковые сервисы ("Яндекс", Mail.ru). Во-вторых, их сайты хорошо оптимизированы. Они быстро загружаются и не лагают.

    Россияне также цифровизированы сильнее европейцев и американцев. По данным компаний We Are Social и Hootsuite на 2020 год, в России доступ к Интернету имеет 81% всего населения — 118 миллионов человек. При этом аудитория соцсетей составляет 70 млн человек, то есть 48% от всего населения.

    Сервисы в кармане

    Не секрет, что смартфоны вытесняют все остальные устройства. На очереди компьютеры — у мобильных устройств и планшетов есть все шансы их убить, а пока они их просто вытесняют. С них быстрее зайти в Интернет, кроме того, смартфоны есть почти у каждого, в отличие от компьютеров.

    По данным We Are Social и Hootsuite на 2020 год, чуть больше половины времени в Сети проводится с мобильных гаджетов — 50,1%. Сегодня 92% пользователей имеют возможность находиться в онлайне с мобильных.

    Интернет-компании реагируют соответствующим образом. Сегодня сервисы хорошо оптимизированы под смартфоны. При этом необязательно иметь мобильное приложение. Люди неохотно скачивают приложения, им достаточно открыть браузер.

    Фото © Shutterstock

    Фото © Shutterstock

    Приложение необходимо сервису в зависимости от его назначения. Если это "Инстаграм" — подобное решение, мессенджер или любой другой сервис, выросший из мобильной среды, — ответ очевиден. Если это решение, которое будут >30–50% потреблять с мобайла (карты, онлайн-кинотеатры, а теперь ещё и eCom-приложения) — тоже. Во всех остальных случаях достаточно грамотной адаптивной вёрстки сайта, — говорит глава Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко.

    То есть приложение должно быть либо необходимым, либо полезным, с уникальными возможностями. В приложении условного more.tv удобнее смотреть фильмы и сериалы. Приложение "Яндекс" предлагает функцию антиспам. Казалось бы, в 2020 году поисковиками пользуются в браузере. Но разработчики "Яндекса" дали повод скачать их приложение.

    Коронавирус убьёт ИТ-бизнес или поможет ему?

    Нельзя однозначно утверждать, что текущая ситуация стимулирует развитие ИТ-отрасли в России. Многие сферы онлайн-экономики проседают: люди не покупают туры, билеты, пропадает потребность в пользовании сервисами такси и каршерингом. Огромную нагрузку испытывает доставка еды — спрос на услуги повысился, но, неизвестно, справятся ли сервисы с этим.

    Можно ожидать роста облачных сервисов, сервисов для организации удалённой работы, для проведения онлайн-встреч, конференций, вебинаров, корпоративных мобильных приложений.

    Сергей Плуготаренко видит две угрозы для развития ИТ-бизнеса в России. Это снижение покупательской способности населения и уменьшение бюджетов на развитие у компаний. В зоне риска прежде всего сервисы бронирования услуг: салонов красоты, ресторанов и подобного.

    Как государство может помочь ИТ-бизнесу?

    Фото © Shutterstock

    Фото © Shutterstock

    Прежде всего российским приложениям стоит помочь закрепиться за рубежом. Это тот случай, когда они уступают американским аналогам.

    Спрос на российские приложения за рубежом минорный и несформировавшийся. Мы не Америка и не Китай. К тому же период геополитики и санкций никак не помогает нам, дико вредит, — говорит Сергей Плуготаренко.

    К тому же в Европе своих сервисов мало, в основном люди пользуются американскими. Это свободная ниша, которая повысит доход российских интернет-компаний и лояльность к государству. Поэтому российским сервисам нужно содействовать в этом направлении.

    Государство должно помогать нашим сервисам и решениям занимать ниши на международных рынках. Но, по-моему, дальше деклараций тут дело не ушло, а нынешние события сильно тормозят любые процессы в направлении возможной международной экспансии наших сервисов, решений, игроков, технологий, — говорит Сергей Плуготаренко.

    Другой важный момент — регулирование обработки и передачи больших данных. По словам главы РАЭК, обсуждение законодательных мер по стимулированию развития и обеспечения прав граждан в этих направлениях на различных релевантных площадках уже ведётся.

    ИТ-бизнес оказался жизненно необходим как пользователям, так и российской экономике в целом. Поэтому государство должно идти ему навстречу.

    Выбор редакции