27 марта 2020, 11:30
32666

Деньги исчезают в полдень. Коронавирус может "убить" сервисы такси в России

Дополнительная выходная неделя будет оплачиваться в полном объёме только тем, чьи отношения с работодателем оформлены официально. Таксисты же уже подсчитывают убытки — поскольку прямого договора с агрегаторами у водителей нет, а таксопаркам неважно, сколько поездок в день совершает водитель, лишь бы взносы за аренду выплачивались вовремя.

Фото © ТАСС / Гавриил Григоров

Читать на сайте Life.ru

Новая угроза

Водители такси и без вспышки коронавирусной инфекции были недовольны условиями работы с российскими агрегаторами. В период снижения пассажиропотока, который совершенно ожидаемо ударил по заработку водителей, градус напряжения повысился. Сами водители отмечают, что для агрегаторов как будто ничего не изменилось — даже службы поддержки, по мнению водителей, делают вид, что ничего сложного в этой ситуации нет.

Как бы страшно это ни звучало, каждый в цепочке — сверху донизу — думает исключительно о собственной прибыли. Агрегаторы, например "Яндекс.Такси", ничего страшного в истории с коронавирусом не видят. Водители отмечают, что вместо привычных десяти минут ожидания заказа активности пользователя приходится ждать от 30 до 60 минут. При этом "Яндекс.Такси" не пересматривает собственные правила и тарифы и по-прежнему берёт с водителей комиссию за каждый заказ, не меняя ни процент, ни тарифную сетку.

Фото © Скриншот из приложения "Яндекс.Такси"

Каждому своё

Генеральный директор "Яндекс.Такси" Даниил Шулейко отметил, что структура поездок сильно изменилась. По его словам, "Яндекс.Такси" наблюдает значительное снижение активности пользователей в утренние и вечерние часы пик. Шулейко добавил, что в течение ближайшего месяца "Яндекс.Такси" направит более 500 миллионов рублей на стимулирование спроса на такси. В частности, компания за свой счёт предоставит скидки пользователям.

Такие меры, по мнению Шулейко, помогут сделать такси доступнее для тех, кто сегодня вынужден передвигаться по городу и стремится минимизировать риск заражения в транспорте, и должны позволить перевозчикам увеличить заработок. В "Яндекс.Такси" обещают, что проработают и другие меры поддержки, направленные на таксопарки. В частности, вместе с банками агрегатор планирует подумать, как разобраться с лизинговыми платежами и кредитами, однако готового решения, которое устроило бы всех, пока нет — и точные сроки его появления неизвестны. По словам Шулейко, планируется также создание специального фонда финансовой помощи партнёрам, однако заключившие соглашения с "Яндекс.Такси" таксопарки об этих предложениях ничего не слышали.

В условиях, когда таксисты вынужденно простаивают или болеют, "Яндекс.Такси" будет выплачивать половину от суточного дохода за последние 180 дней. Если водитель работал менее 180 дней, то сумма будет рассчитываться исходя из стоимости заказа. Минимальная сумма помощи за 14 дней карантина составит 7 тыс. рублей. Максимальная — 28 тыс. рублей.

Скриншот © Программа "Таксометр"

Если верить обращению генерального директора Mail.ru Group Бориса Добродеева, водителям такси агрегатор компенсирует доход, упущенный за время простоя. Но только в том случае, если причиной простоя стала либо болезнь водителя, либо контакт с заболевшими пассажирами. Никаких дополнительных мер поддержки, например отмена комиссии за заказы или повышение рейтинга, скидки на топливо или частичная оплата аренды автомобиля, не планируется. В переводе на простой русский язык это значит, что таксистам придётся какое-то время посидеть на голодном пайке, хотя с каждого заказа даже в период карантина и "Яндекс.Такси", и "Ситимобил", и сервис онлайн-заказа Gett продолжают получать прибыль. В Gett и вовсе проигнорировали запрос Лайфа относительно поддержки водителей в сложный период.

Фото © ТАСС / Валерий Шарифулин

Остались без защиты

Несмотря на то что в часы пик в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, других крупных федеральных центрах, наблюдаются заторы на дорогах, а люди продолжают жить обычной жизнью даже в период карантина, спрос на такси и каршеринг продолжает падать. Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плутогаренко отметил, что некоторые изменения в работе агрегаторов, естественно, будут.

С одной стороны, дорожный трафик в целом снижается. С другой стороны, компании теперь компенсируют поездки на каршеринге и такси тем, кто не может перейти на удалёнку. Что касается такси, то тут возможны аналогичные меры, но без поддержки агрегаторов потери водителей будут ощутимыми

С одной стороны, дорожный трафик в целом снижается. С другой стороны, компании теперь компенсируют поездки на каршеринге и такси тем, кто не может перейти на удалёнку. Что касается такси, то тут возможны аналогичные меры, но без поддержки агрегаторов потери водителей будут ощутимыми

Сергей Плутогаренко

Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций

Если каршеринговые агрегаторы могут на какое-то время позволить себе простой автомобилей, то в случае с такси ситуация куда более критичная. Директор таксопарка Борис Симкин, чьё предприятие обслуживает сразу несколько агрегаторов, пояснил, что с момента введения первых карантинных мер прибыль с аренды автомобилей существенно уменьшилась.

Водители предпочитают какое-то время переждать дома из-за падения заказов. При этом, разумеется, снижается и количество автомобилей, которые находятся в работе. Лизинговые и кредитные платежи никто не отменяет при этом. И по поводу кредитных каникул тоже не очень хотят разговаривать. Добавьте к этому обслуживание, ремонт и прочие расходы. О прибыли мы в этот период уже не говорим, хотя бы в ноль выйти — и то хорошо

Водители предпочитают какое-то время переждать дома из-за падения заказов. При этом, разумеется, снижается и количество автомобилей, которые находятся в работе. Лизинговые и кредитные платежи никто не отменяет при этом. И по поводу кредитных каникул тоже не очень хотят разговаривать. Добавьте к этому обслуживание, ремонт и прочие расходы. О прибыли мы в этот период уже не говорим, хотя бы в ноль выйти — и то хорошо

Борис Симкин

Директор таксопарка

И водители, и владельцы таксопарков отмечают, что падение заказов наблюдается почти во всех сегментах и тарифах. От поездок "эконом" до "бизнеса". Водители, подключённые к сервису Wheely, также фиксируют серьёзное снижение спроса, особенно в вечерние и ночные часы. И представители рынка, и аналитики отмечают, что без вмешательства государства и наложения определённых социальных обязательств на крупный бизнес в сложный период, который может продлиться вплоть до майских праздников, целая отрасль перевозок может быть на время парализована, а десятки тысяч людей, обеспечивающих функционирование транспортной системы, рискуют остаться без работы.

Фото © ТАСС / Антон Новодережкин

Доставку еды из магазинов и покупку лекарств в аптеках сами водители называют полумерами. По словам таксиста Владимира Попова, работающего в Москве по тарифу "Комфорт плюс", расценки на эти услуги ниже обычного, даже несколько доставок в день не компенсируют заработок с обычных клиентских поездок, которые они выполняли до появления коронавируса в России.

Дошло уже до того, что таксопарки комиссию снижают, лишь бы машины брали хоть каким-нибудь способом. По-другому, особенно с доставками, даже половину от прежних денег не заработать

Дошло уже до того, что таксопарки комиссию снижают, лишь бы машины брали хоть каким-нибудь способом. По-другому, особенно с доставками, даже половину от прежних денег не заработать

Владимир Попов

Таксист

Скриншот © LIFE

Как финансовая помощь агрегаторов будет работать на практике — пока сказать сложно. Сами таксисты отмечают, что добровольно помогать водителям напрямую в сложное время ни "Яндекс.Такси", ни "Ситимобил" не обязаны. Просто потому, что до сих пор никакого юридического документа, который связывал бы человека и крупную компанию, на подпись не дают, формально ни один из водителей не может претендовать на компенсацию со стороны агрегатора.