Как вернуть билет в ситуации с коронавирусом. Лайф узнал у авиакомпаний
Фото © ТАСС / Михаил Терещенко
Воздушный транспорт получил один из самых сильных ударов в условиях пандемии.
Если человек предпочёл самоизолироваться на фоне распространения коронавируса, а у него уже куплены билеты на самолёт, это не значит, что пропадут и билет, и деньги за него. Даже если авиабилет числился как невозвратный, авиакомпании предлагают ряд способов, как пассажиру спасти средства или перенести полёт. Лайф расспросил представителей авиаперевозчиков и эксперта в области воздушного права, что делать в такой ситуации.
В группе компаний S7 подтвердили, что в связи с полным ограничением международных полётов число обращений на возврат средств за билеты резко увеличилось. А так как все они рассматриваются вручную, процесс возврата занимает больше времени, чем обычно.
— Мы понимаем переживания пассажиров, поэтому предлагаем несколько вариантов изменения условий перевозки, в том числе получение сертификата. В течение одного года пассажир сможет воспользоваться им для оплаты будущего путешествия или дополнительных услуг в полёте. Сертификат оформляется исключительно с согласия пассажира. Это самый оперативный способ урегулирования ситуации, поэтому он предлагается в первую очередь. Кроме того, пассажиры, которые приобрели авиабилеты до 4 марта 2020 года, могут обменять их на более поздние даты или альтернативные направления из маршрутной сети авиакомпании, — сообщила Лайфу пресс-секретарь группы компаний S7 Надежда Хаитова.
В авиакомпании "Уральские авиалинии" также предлагается целый ряд вариантов, заявку на которые можно подать в электронном виде через официальный сайт перевозчика в разделе "Обратная связь". Например, если билет невозвратный, пассажир может изменить дату вылета на более позднюю. Если новый вылет планируется в периоды с сегодняшнего дня до 30 июня 2020 года или с 1 сентября по 20 декабря 2020 года, сбор за переоформление составит одну тысячу рублей за перевозку в одну сторону. Если дата вылета планируется на период с 1 июля по 31 августа — те же условия плюс доплата до доступного тарифа.
— Вариант № 2.2 (доступен по месту приобретения). Изменить маршрут (РФ на РФ) со сбором за переоформление — 1000 рублей за перевозку в одну сторону плюс доплата до доступного тарифа. Вариант № 2.3 (доступен по месту приобретения). Заменить пассажира (без оплаты услуги "Замена пассажира") вместе с изменением даты вылета и (или) направления. Вариант № 2.4 (доступен по месту приобретения). Возврат по условиям применения тарифа (УПТ), — говорится на сайте перевозчика.
В авиакомпании Nordwind Лайфу заявили, что внимательно отслеживают ситуацию и прилагают все усилия, чтобы пассажиры компании испытывали минимальные трудности.
— В случае введения ограничений на авиасообщение со стороны Правительства РФ или других государств пассажирам предлагается оформить вынужденный возврат без штрафов и удержаний либо однократно перенести дату поездки без доплат в рамках приобретённого класса бронирования. Мы глубоко убеждены в том, что возникшие неожиданные угрозы локализованы и в самое ближайшее время ситуация нормализуется. Нами приняты эффективные меры, которые позволят продолжить путешествовать деловым пассажирам и планировать поездки на летний отдых на выгодных условиях, — заявил представитель пресс-службы Nordwind Airlines Александр Сухоруков.
А вот в пресс-службе авиакомпании Red Wings Airlines от комментариев, как пассажирам можно сдать билеты и вернуть свои средства, отказались.
Директор института воздушного и космического права "Аэрохелп" Олег Аксаментов пояснил ситуацию и разделил её на две составляющие — по зарубежным и внутренним рейсам. Он считает, что в первом случае добиваться возврата денег можно.
— Сегодняшняя обстановка, ситуация приравнивается к форс-мажору. Более того, ввиду акта органа государственной власти компания не может выполнить свою обязанность, которая вытекает из договора воздушной перевозки пассажира. Ситуация с коронавирусом является форс-мажорной. Есть в Гражданском кодексе такая норма, как невозможность исполнения обязательства. В нашей стране так и произошло. Распоряжением правительства ограничены воздушные сообщения практически со всеми странами. Регулярные и чартерные рейсы возможны только в тех случаях, когда необходим возврат граждан в страну, — прокомментировал эксперт случаи, связанные с полётами за границу.
Что же касается внутренних рейсов, то, поскольку ограничений нет, это не является основанием для возврата, полагает Аксаментов.
— Режим самоизоляции не означает ограничения по перемещению по стране. Оснований для того, чтобы придать ситуации форс-мажорный статус и обязать перевозчика вернуть средства, нет. То, что перевозчики предлагают, это их личная инициатива. Это касается внутренних полётов. Могут спокойно отказать в возврате, — подытожил эксперт.
Как сообщал Лайф, из-за распространения коронавирусной инфекции в мире Правительство РФ поручило прекратить всё регулярное и чартерное авиасообщение с иностранными государствами с 27 марта. При этом Россия вывезет своих граждан из-за границы. Для этого могут задействовать самолёты МО и МЧС.