Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Дефицит алкоголя? Что будет с ценами на спиртные напитки

В марте начали расти продажи алкоголя. Лайф выяснял, что будет с ценами на спиртные напитки. Возможен ли дефицит алкоголя, как в ситуации с гречкой и макаронами?

13346
Post cover

Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

Вынужденный домашний режим и нерабочая неделя привели к неприятным результатам. Многие россияне на свой лад приняли перемены в жизни и стали больше покупать алкогольной продукции. По данным оператора фискальных данных "Платформа ОФД", с 16 по 22 марта в российской столице в среднем продажа алкоголя увеличилась на 30%, а в России — на 8% по сравнению с мартом прошлого года. Следом вырос и средний кассовый чек. В Москве он прибавил 7% и составил 385 рублей, а в стране — 3% (280 рублей).

Директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает, что рост спроса на крепкие напитки ничем не отличается от роста покупательского интереса к гречке.

В кризис всегда возрастает потребление крепкого и падает потребление винодельческой продукции и пива. Темпы продаж алкоголя сейчас выросли в 1,5 раза, как перед Новым годом, — говорит эксперт. — Неизвестность, растущая безработица, страх будущего провоцируют население к таким покупкам. Часть крепких алкогольных напитков приобретается про запас, как валюта.

Фото © ТАСС / Пётр Ковалёв

По его мнению, россияне будут больше покупать пиво, сидр, то есть алкогольный ассортимент крепостью порядка 5%, который можно пить в течение дня и при этом быстро не пьянеть.

Вадим Дробиз считает, что алкоголь не позднее середины апреля подорожает как минимум на 10–15%. Для этого есть несколько причин. С 1 января выросли ставки акциза почти на весь алкоголь, подорожал спирт, не говоря уже про волатильность рубля. Большие запасы продукции были сделаны в ноябре-декабре производителями по старой ставке акциза, которая уже почти закончилась. То есть, по словам эксперта, повышать цены им придётся в любом случае.

При этом Вадим Дробиз считает, что дефицита алкогольной продукции в целом не будет. Даже в том случае, если рост спроса продолжится, пустых полок в магазинах ждать не стоит.

Запаса алкоголя вполне достаточно, чтобы удовлетворить интерес населения. Возможно, что произойдёт какой-то дефицит конкретных марок, связанный с закрытыми границами, с чем-то ещё, это касается импорта, — считает Вадим Дробиз. — Если закончатся элитные сорта иностранной продукции, люди закономерно перейдут на водку. Дорогие сорта алкоголя скорее греют самолюбие человека, а эффект один. Поэтому при дефиците коньяка перейдут на водку.

Фото © ТАСС / Максим Стулов

Президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич отметил, что за прошедшие выходные покупки алкоголя на российском рынке выросли на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлой недели и стали на 50% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Специалист приводит этому несколько объяснений. Часть граждан в преддверии объявленных президентом выходных решила устроить пикник в парках или сходить на шашлыки на дачу, другие же приняли решение полностью самоизолироваться, предварительно "затарившись" алкогольными запасами. К тому же многие испугались в целом опустошения прилавков, поэтому закупали как продукты, так и вина.

В некоторых регионах из-за возникшего дефицита антисептиков и спирта жители стали покупать водку. Несмотря на то что она не является дезинфицирующим средством, — говорит Виталий Манкевич. — Ещё одной причиной стал массовый уход сотрудников на удалённую работу: некоторые в течение рабочего дня пропускают один-два бокала вина или пива, так как никто не проверяет на наличие характерного запаха. Стоит отметить, что крупные сети сами стимулировали спрос: в "Дикси" и "Пятёрочке" было множество акций прежде всего на водку и вино.

Фото © ТАСС / Максим Стулов

Эксперт считает, что в связи с растущим спросом возможно увеличение цен на алкоголь примерно до 10%, однако потом спрос быстро упадёт по аналогии с ситуацией с гречкой. Однако если потребление алкоголя увеличится, то власти будут вынуждены поднять акцизы прежде всего с целью сохранения здоровья граждан. Кроме того, цены могут подняться на импортный алкоголь из-за падения рубля и проблем с логистикой в связи с закрытием границ (сейчас Россия импортирует алкоголь на сумму около $1,4 млрд).

Если описывать ситуацию на рынке за десятилетний период, то с каждым годом потребление алкоголя снижается в среднем на 2–3%, что замедляет рост цен, — говорит Виталий Манкевич. — В целом вряд ли стоит ожидать дефицита алкоголя: даже если на прилавках перестанут появляться импортные напитки, российский рынок в этой отрасли достаточно развит. Также не стоит забывать о регионах, в которых потребление алкоголя низкое, но есть мощные производства, обеспечивающие весь российский рынок (например, дагестанским коньяком или винами Крыма).

По мнению заместителя руководителя ИАЦ "Альпари" Натальи Мильчаковой, вряд ли можно ожидать существенного роста цен, так как с падением рубля обесцениваются и доходы населения, поэтому потребительский спрос на недорогой алкоголь будет снижаться. Аналитик считает, что на премиальный алкоголь российского производства, скорее всего, цены расти не будут, а на импортный могут вырасти, но незначительно, не более 3–5%.

Рост или падение курса доллара оказывает большое влияние не только на импортный алкоголь, но и на любые импортные товары, — говорит Наталья Мильчакова. — Если бы не было коронавируса и связанных с ним ограничений, то рост цен мог бы быть чуть больше — на 5–10%, однако в условиях самоизоляции граждан, роста безработицы и сокращения зарплат потребительский спрос будет снижаться, это не позволит ценам существенно расти.

Лайф отправил запросы в крупные сети, такие как "Красное и Белое", "Ароматный мир", Х5 Retail Group, куда входят известные сетевые супермаркеты "Пятёрочка", "Перекрёсток", "Лента". Ни от одной из них не удалось получить комментарий.

Выбор редакции

Loading...