Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
2 апреля 2020, 07:00
5221

Facebook, Google и Amazon хотят убить российский бизнес. Задача государства — помешать им

Крупные американские IT-компании — монополисты. И они пытаются укрепить положение, ослабляя иностранных конкурентов на их же рынке. Российский сегмент — один из сильнейших в мире. И чтобы удержать такое положение, государство не должно стоять в стороне.

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Google, Facebook, Microsoft и Amazon — техногиганты и монополисты на рынке IT-компаний. Прежде всего благодаря развитости собственных платформ и принадлежащих им сервисов. Решениями для общения от этих компаний пользуются по всему миру, и это позволяет получать доступ к данным людей разных стран.

Техногиганты делают всё для устранения укрепления своего доминирующего положения. Один из излюбленных приёмов — поглощение стартапов, то есть покупка маленьких компаний, получение их патентов, сотрудников и технологий, совершенствование собственных разработок и за счёт этого — выход на новый рынок. Так компании одновременно и усиливаются, и устраняют потенциальных конкурентов.

Как пример — покупка Google сервиса Aardvark. Он позволял пользователям задавать вопросы и получать ответы от тематических экспертов через чат или электронную почту, проложил путь Quora и Superpod. После покупки сервис начал резко стагнировать, а большинство сотрудников компании перешли в соцсеть Google+. И подобных примеров масса.

Европа хорошо осознаёт проблему

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Особенно этой проблемой обеспокоены в Европе. Страны Евросоюза предлагают свои соцсети-аналоги. В Португалии и Румынии это Hi5, в Польше Nasza-klasa, в Италии и Испании — Badoo. Но они не могут противостоять техногигантам.

Сейчас небольшое число крупных IT-компаний хранит значительную часть данных со всего мира. Это серьёзный недостаток для бизнеса, работающего с онлайн-данными, в том числе для европейских компаний, — цитирует Еврокомиссию агентство Reuters.

В качестве решения проблемы Европейский союз хочет создать единый рынок данных. Предполагается, что страны ЕС будут обязаны бесплатно предоставлять статистические, географические и финансовые данные компаниям из Евросоюза. Во всех государствах Европейского союза планируется утвердить единообразие в описании данных.

Эти компании (техногиганты. — Прим. Лайфа) навязывают свои правила, свои услуги. И пользователи, и сторонние разработчики зависят от них, — говорит член ОП РФ Александр Малькевич.

Компании-монополисты могут цензурировать соцсети и другие открытые площадки. По словам эксперта, они уже блокируют неугодный им контент.

YouTube — монополист по распространению видеоконтента. И на своё усмотрение модерирует видео. Аналогичная история с Facebook. Соцсеть по своему усмотрению создавала стоп-листы. На темы из них пользователи не могли не то что опубликовать пост, но даже и отправить сообщение в Messenger, — продолжает Малькевич.

Россия готова противостоять монополистам

Фото © ТАСС / Владимир Смирнов

Фото © ТАСС / Владимир Смирнов

Российский IT-бизнес считается самым успешным среди тех, кто конкурирует с Google, Facebook и Amazon. Он имеет успех на международном рынке и позволяет зарабатывать миллиарды. Обозреватель Der Spiegel считает, что рост IT-индустрии является самым заметным успехом российской экономики после распада СССР. По данным исследования консалтинговой компании Russoft, с 2002 года этот сегмент увеличил стоимость своего экспорта примерно в 25 раз: с 345 тысяч до 8,5 млрд долларов в 2017 году.

Российским интернет-компаниям удаётся успешно конкурировать с американскими гигантами, такими как Google и Facebook. Растёт число отечественных стартапов в IT-сфере, которые активно растут и видят на своём внутреннем рынке прежде всего плацдарм для выхода на мировой рынок.

Как государство поможет с противостоянием монополистов?

Фото © Pixabay

Фото © Pixabay

Регулирование работы IT-компаний на российском рынке — задача государства. В частности, нужны антимонопольные меры. Член ОП РФ Александр Малькевич видит три хода, которые должно сделать государство, чтобы укрепить положение российских IT-компаний.

Прежде всего это протекционистские меры. Например, закон о предустановке российского софта на иностранные гаджеты. Нужен разумный протекционизм по отношению к отечественному ПО и программа поощрений. Тогда у разработчиков будет стимул развиваться.

Второй шаг — обязать иностранные IT-компании, работающие в России, открыть здесь представительства. Добиться того, чтобы они действовали в нашем правовом поле, соблюдали отечественные законы и платили в российский бюджет налоги. Как они это делают в ЕС и США.

Третье — добиваться, чтобы большие платформы, подобные YouTube и Facebook, открыли все стоп-листы, обозначили понятные правила и ограничения, одинаковые для всех. То есть обеспечили всем пользователям равные условия.

Вас могут заблокировать просто по решению модератора. Сейчас вас заблокируют с пометкой "нарушены правила сообщества". Какие правила? — комментирует ситуацию Малькевич.

Российские компании выросли достаточно, чтобы противостоять американским техногигантам. Теперь задача их и государства — укрепить положение.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar