Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Посмотреть видео можно на основной версии сайта

Убыточный карантин. Чей бизнес не выживет за месяц выходных

Выступая с телевизионным обращением 2 апреля, Владимир Путин объявил о продлении режима нерабочих дней до 30 апреля с сохранением заработной платы. Однако большая проблема в том, что во многих сферах бизнеса отсутствует прибыль. Сколько потеряет бизнес за месяц отдыха и как легально предприниматели могут снизить свои потери — в материале Лайфа.

11907
Post cover

Фото © Shutterstock

Интенсивное распространение эпидемии по России заставило практически всех сидеть дома. Чтобы не было скопления людей, в стране закрыты все торговые (за исключением продающих товары первой необходимости) и развлекательные площадки. И если пару недель назад ситуация выглядела не так печально, то сейчас предприниматели ломают головы, как бы остаться на плаву.

Пострадавшие стороны

По данным ИТ-компании "Эвотор", на карантин закрылось 40% торговых точек по стране: почти вся сфера услуг (салоны красоты, гостиницы, турагентства, музеи, автосервисы, химчистки, фитнес и прочие), до 90% магазинов одежды и обуви, домашнего текстиля, книг, косметики и других непродовольственных товаров. Этот бизнес теряет 100% своей выручки, работников отправляют в неоплачиваемые отпуска или просто увольняют. Также закрылось на карантин около 42% кафе/ресторанов и 65% столовых, оставшиеся работают только на доставку.

Доходы с доставки не могут покрыть себестоимость блюд, аренду и зарплату. У магазинов, расположенных вблизи домов, аптек, зоомагазинов выручка также нестабильная, потому что люди сидят дома и стараются заказывать продукты онлайн. 50–70% из тех, кто свернул бизнес сегодня, уже не откроются после окончания карантина

ИТ-компания "Эвотор"

Весь бизнес взаимосвязан, а поэтому убытки сейчас несут почти все. Генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner Инна Анисимова говорит, что люди не ходят в рестораны, официантов увольняют, людям больше не надо покупать одежду, они не заказывают её онлайн. Соответственно, ретейлеры отключают SMM​-поддержку, а digital-агентства теряют клиентов и недополучают прибыль.

В моей голове теперь постоянный брейншторминг —​ не как снизить потери, а как увеличить выручку. Спрос и клиенты в онлайн есть, их нужно найти и помочь выжить в этот кризис

Инна Анисимова

В нелёгкий период пострадают в первую очередь небольшие компании, которым надо платить налоги и арендную плату. По словам специалиста по отбору и развитию персонала, основателя карьерных онлайн-сервисов TestOnJob.ru и MyResume.ru Бориса Сысоева, учитывая небольшую рентабельность таких предприятий, закредитованность и отсутствие резервных фондов приведут их к массовому банкротству.

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Эксперт также отметил, что даже крупные компании не смогут безболезненно пережить этот период, поскольку тоже вынуждены сокращать расходы и персонал. При этом неплохие перспективы остаются лишь у курьерских служб, такси и онлайн-сервисов. По мнению Бориса Сысоева, этот сектор может сохранить свой рост даже после окончания всеобщего карантина.

Всеобщая изоляция сказалась и на автомобильной сфере. Заместитель директора департамента по работе с ключевыми клиентами ГК "Автоспеццентр" Константин Авакян пояснил, что российский дилерский авторетейл сформирован преимущественно из представителей крупного бизнеса, а также не входит в перечень отраслей, наиболее пострадавших от ситуации с распространением коронавируса. Это значит, что ранее анонсированные меры правительства по поддержке малых и средних предприятий не будут распространяться на дилеров. Он также отметил, что вынужденная самоизоляция населения и приостановка работы дилерских центров не отменяют обязательств последних по выплате заработной платы, арендных платежей, налогов и процентов по кредитам и займам.

Если отталкиваться от того, что есть на данный момент, то всё очень печально: стремящаяся к нулю выручка, растущее отношение долга к прибыли, отсутствие возможности выполнять обязательства перед поставщиками и кредиторами. Все эти факторы для многих организаций всерьёз грозят дефолтами. Точно сказать, какое количество дилеров это может затронуть, сейчас сложно. Преимущество в этой ситуации будут иметь компании с минимальной долговой нагрузкой, а также компании с эффективной структурой и бизнес-процессами

Константин Авакян

Удержаться на плаву

По словам Бориса Сысоева, перед владельцами бизнесов сейчас стоит очень непростая задача: сохранить не только сам бизнес, но и возможность его развития.

Бизнес сейчас может снизить свои потери, лишь перейдя в онлайн. Хотя это и не избавит от налоговой нагрузки и не убережёт от сокращения персонала, такое решение, скорее всего, позволит сохранить его, что само по себе уже неплохо. Мы уже видим, как в онлайн уходят привычные сетевые продуктовые магазины, сервисы шиномонтажа, рестораны и магазины непродовольственных товаров. Также переходят в Интернет образование, консалтинг, частные услуги. Компаниям, которые работают в b2b, придётся посмотреть в сторону перевода сотрудников на дистанционную работу. Хотя такие решения требуют вложений, это единственный способ сократить расходы и остаться на плаву. Ведь, сократив всех сотрудников, после окончания изоляции наверстать упущенное уже не получится

Борис Сысоев

В ИТ-компании "Эвотор" Лайфу также пояснили, что предпринимателям сейчас важно максимально уменьшить расходы, договариваться с арендодателями об уменьшении, отсрочке или отмене арендной платы. Тем, у кого есть кредиты, направить в банк письмо о реструктуризации. Тем, кому нечем платить сотрудникам, обратиться за беспроцентным кредитом на зарплату. Возможно, такие меры хотя бы немного помогут снизить потери.

Выбор редакции