В Интернете вас могут ввести в заблуждение, обмануть или обокрасть. Как цифровой диктант решает проблему
Цифровое образование не менее важно, чем базовые дисциплины в школе. В Интернете вы можете лишиться денег, стать жертвой травли или получить ложную информацию о значимом событии. Получать навыки пользования Интернетом необходимо.
Цифровая грамотность — крайне важный момент в нашей жизни. Интернет слишком значим для нас, а на фоне пандемии коронавируса это единственный инструмент для получения образования и один из немногих источников дохода.
Вместе с безграничными возможностями в Сети есть немало опасностей: кража личных данных, фейковые новости, подписки на короткие номера. Киберугрозы могут как дезориентировать людей, так и украсть личные данные или даже деньги.
Что такое цифровой диктант?
Фото © Getty Images
Главная причина опасности киберугроз — цифровая безграмотность. Цифровой диктант — решение этой проблемы. Это всероссийская образовательная акция. Её задача — определение уровня цифровой грамотности у всей страны и конкретно каждого человека.
Диктант состоит из вопросов, разработанных с учётом трёх возрастных категорий:
- для детей (7–13 лет)
- подростков (14–17 лет)
- взрослых (18 лет и старше)
Сами вопросы делятся на четыре смысловых блока (три основных и один дополнительный):
- Основы цифрового потребления — различные устройства и знание популярных приложений.
- Цифровые компетенции — работа с Интернетом, социальными сетями, интернет-магазинами и другими онлайн-сервисами.
- Цифровая безопасность — защита личных данных и устройств.
- Дополнительно — новые технологии, включая искусственный интеллект, "интернет вещей" и блокчейн.
Директор РОЦИТ Сергей Гребенников говорит, что цифровой диктант поможет любому человеку, независимо от возраста и того, насколько много он сидит в Интернете и насколько хорошо его знает.
— Это способ повышения уровня цифровой грамотности. Пользователи, которые его пройдут, смогут реально оценить свой уровень цифровой грамотности и получить документ с работой над ошибками. Там ему будет объяснено, на что он правильно ответил, на что неправильно и над чем стоит поработать, — рассказал Гребенников.
Главная задача образовательной акции — показать людям, что у каждого есть пробелы в знаниях об использовании тех или иных информационных технологий, несмотря на то что мы постоянно ими пользуемся. Ещё важнее доказать существование мошенников, сайтов, которые вас обманывают.
Цифровой диктант – 2020 — почему он особенный?
Фото © Getty Images
В 2020 году в цифровом диктанте появились изменения. Первое — повышенное внимание к искусственному интеллекту. Организаторы считают, что это важный момент в развитии цифровых технологий. При этом о нём никто не рассказывает простым языком. Цифровой диктант решит эту проблему.
— Прежде всего, в цифровом диктанте появились разделы, посвящённые искусственному интеллекту. Для того чтобы простым людям через вопросы рассказать, что это такое. В каждой новости нам о нём говорят, а люди не понимают. Мы же решили рассказать простым языком на конкретных примерах, что это такое и почему государство так много инвестирует в него, — говорит директор РОЦИТ Сергей Гребенников.
Кроме того, цифровой диктант расширил охват аудитории. Раньше в нём принимали участие школьники от 14 лет, теперь же его могут пройти дети младше. Их уровень знаний тоже важно проверить, потому что роль Интернета в их жизни возросла.
Как быть системе образования?
Фото © Getty Images
— Я против того, чтобы кому-то что-то намеренно насаждать, в том числе и в рамках акции, которую мы проводим. Я против того, чтобы применять кнут, чтобы пользователи проходили. Я за то, чтобы вызывать у людей интерес — и они шли сами, — говорит директор РОЦИТ Сергей Гребенников.
Правда, школы могут создать пласт, чтобы на цифровом диктанте у учеников были максимально высокие показатели.
— В рамках программы по ОБЖ и обществознанию детям нужно рассказывать об информационной безопасности. Преподавать нужно гуманитарные знания, а не технические. Какими сайтами можно пользоваться, что такое государственные услуги, что можно делать в Интернете и что нельзя — те знания, с которыми можно улучшить жизнь благодаря Интернету. Нужно обучать школьников, нужно обучать педагогов давать эти знания, — говорит Сергей Гребенников.