Будут ездить без водителя. Путин одобрил тестирование беспилотников на дорогах общего пользования
Президент России поручил разработать правила допуска беспилотных машин на дороги общего пользования. Это значит, что разработчики беспилотного транспорта теперь смогут отправлять свои "электронные мозги" на дорогу для проверки всех систем. Но есть и подводные камни.
Сложновато, но нужно
Допустить на дороги общего пользования машину без водителя — это риск, причём огромный. Нужно учитывать массу серьёзных вещей. И готовность технологии, и общий трафик, и многие другие особенности, из которых агрессивная внешняя среда на дорогах и состоит. Но вот что важно уяснить — в периоды, когда обычный "пилотируемый" транспорт, который и без того является источником повышенной опасности, может представлять собой дополнительную угрозу (имеем в виду, конечно же, инфекции типа коронавируса), доставку жизненно важных товаров и другие операции, связанные с передвижением, логичнее всего возложить на беспилотный транспорт.
Беспилотные автомобили по распоряжению президента России начнут тестировать на дорогах без сопровождения инженера, который на предыдущих этапах испытаний мог взять управление на себя и всё время сидел за рулём. Тестировать беспилотники разрешено в 13 регионах, кроме Москвы и Татарстана. Пока речь идёт только о создании специальной правовой базы, которая будет регламентировать не только поездки, но и максимальный перевозимый вес, скорость, габариты и так далее.
Фото © Агентство городских новостей "Москва" / Сергей Ведяшкин
Инженер-разработчик беспилотного транспорта Ксения Шашкина считает, что вместе с изменением технического регламента под автономное тестирование беспилотников должны изменить и правила дорожного движения.
С этими нововведениями важно понимать, что беспилотный транспорт — это тоже участник движения. Придётся определять его правовой статус, его роль в дорожном движении. Пока нам не известно, к какой категории отнесут беспилотники, будут ли они иметь приоритетное право проезда и так далее
Сам эксперимент по тестированию беспилотного транспорта должен закончиться к 2022 году, однако к этому моменту перед законодателями и разработчиками встанет ещё немало сложных вопросов, ответить на которые даже сейчас, в век цифровизации и автоматизации, очень трудно.
Кто виноват и что делать
Для начала стоит прояснить один момент. На сегодняшний день все споры, связанные с ДТП в обычном режиме (два гражданских, никакого спецтранспорта), разрешаются при помощи страховых компаний и ГИБДД. Сейчас тарифная сетка страховых компаний свёрстана таким образом, что, например, каско на электромобиль стоит безумных, космических денег, даже если речь идёт о простом Nissan Leaf. Застраховать новую Tesla Model S и вовсе удовольствие не из дешёвых — каско по ущербу и угону будет стоить ПОЛТОРА МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ в год.
Фото © Stanislav Kogiku / SOPA Images / LightRocket via Getty Images
Страховой брокер Татьяна Транькова отметила, что никакого понимания по страхованию беспилотного транспорта ни в одной страховой компании ещё нет. В том числе не поступало никаких уточнений по поводу тестового периода.
Мы пока не получали дополнительных сведений на тему наступления ответственности для беспилотного транспорта. Тестовый период, в течение которого беспилотник может попасть в аварии по собственной вине или по вине другого участника движения, специалистами ещё не изучался
Сколько будет стоить страховка беспилотника и по каким ставкам, угрозам и рискам она будет рассчитываться — ещё один вопрос, который, по мнению страховщиков, требует детальной проработки. Особенно актуальным будет изучение ответственности владельца беспилотной машины, если по вине беспилотного транспорта произойдёт авария со смертельным исходом.
Разумеется, как и любая техника, "электронные мозги" беспилотника будут нуждаться в тонкой настройке. Машина (не важно, легковая или грузовая) должна будет "читать" разметку, знаки, сигналы светофоров и всё, что необходимо для беспроблемной и безопасной езды. Но написать правила к такой технике легче, чем сделать её, сертифицировать и запустить. Парадокс, но практика (как российская, так и общемировая) показывает, что как раз с разработкой нет никаких проблем, в то время как бюрократические процедуры серьёзно усложняют процедуру внедрения такого транспорта в жизнь.
Ну и кто же будет покупать?
Фото © ТАСС / Василий Шитов
А вот история с продажами беспилотных автомобилей может оказаться гораздо интереснее, чем кажется на первый взгляд. С одной стороны, обычные легковые автомобили-беспилотники — голубая мечта служб такси. Например таких, как российские "Яндекс.Такси", "Ситимобил", GETT и даже американский Uber. Здесь налицо очевидная выгода — можно закупить огромный парк автомобилей и не нужно никаким образом контактировать с водителями, отбиваться от профсоюзов, соблюдать какие-то непонятные права и заниматься пустой тратой ресурсов. С другой стороны, если беспилотные грузовики пройдут сертификацию вместе с гражданскими автомобилями, крупные торговые сети (например, такие, как "Магнит", "Ашан" и прочие) могут стать ключевыми клиентами российских же разработчиков и производителей беспилотного транспорта.
То, из-за чего задерживаются испытания беспилотников, — это несоответствие тех условий, в которых беспилотник ездит на полигоне, и реальной обстановки. Особенно это касается грузового транспорта, когда автомобиль имеет большую массу. Нужно особенно внимательно отнестись к возможной переработке правил дорожного движения. Плюс ко всему на текущем этапе прогресс таков, что беспилотники не готовы стать полноценными участниками движения. Для более-менее стабильной работы потребуется тонкая настройка техники. Вместе с созданием софта на это потребуется не меньше трёх лет
Создатели программного обеспечения, датчиков, радаров и лидаров для беспилотной техники говорят, что внедрение таких технологий даже на первом этапе позволит сократить расходы государственных структур на привычные процедуры. Например, уборка снега или очистка дорог летом (в режиме полив + жёсткая щётка) без водителей могут проходить вдвое быстрее и вдвое экономичнее, если к основным машинам добавят и вспомогательный транспорт, который будет подвозить всё нужное в кратчайшие сроки. Для того чтобы вся транспортная цепочка работала правильно, предстоит проделать титаническую, колоссальную по своим объёмам работу.
Подспорье в быстром внедрении беспилотного транспорта окажет и технология 5G, которая изначально и создавалась для комфортной работы "Интернета вещей" и всего, что связано с ним не только на клиентском, но и на промышленно-бытовом уровне. Однако для этого необходима скоординированная работа не только разработчиков и производителей техники, но и профильных министерств, без понимания которых быстрого прогресса ожидать не приходится.