Импорт бензина ограничат. Что будет с ценами на топливо этой весной
На российском топливном рынке сейчас сложилась уникальная и парадоксальная ситуация. После того как упали цены на нефть, за рубежом подешевел и бензин. В результате импортное топливо стало стоить меньше, чем российское. Сейчас в отрасли широко обсуждают возможный запрет на ввоз бензина из-за рубежа. На этот шаг правительство может пойти уже в апреле. Как запрет импорта дешёвого топлива скажется на стоимости бензина и дизеля на российских АЗС? Что сейчас реально влияет на цены и сколько будет стоить топливо этой весной?
Зачем нужен запрет на импорт бензина
Цены на нефть уже давно не оказывают серьёзного влияния на стоимость бензина на российских заправках. Впрочем, как и спрос. Всё дело в особенностях регулирования топливного рынка. Ключевое влияние на цену бензина оказывают налоги.
— Разумеется, государство не допустит ввоза дешёвого бензина в страну, так как его продажа является важным источником государственных доходов, — считает эксперт "Академии управления финансами и инвестициями" Геннадий Николаев. — Спрос на топливо в стране снизился в среднем на 20%. При этом цены на заправках практически не изменились: АИ-95 стоит 46,3 рубля, а АИ-92 — 43 рубля за литр — основная часть этой суммы приходится на всевозможные налоги и акцизы.
На фоне резкого падения цен на нефть начались разговоры о возможном захвате российского рынка европейскими компаниями. По словам Геннадия Николаева, из-за дешёвого сырья на мировом рынке бензин из ЕС мог бы стоить гораздо дешевле — порядка 37 рублей за литр аналога АИ-95.
Фото © ТАСС / Сергей Бобылев
— Из-за падения цен на нефть и специфики ценообразования бензин, произведённый в Европе, на данный момент стоит дешевле, чем произведённый в России, — отметил ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. — Он будет стоить дешевле даже с учётом теперешнего курса валют и пошлин. По разным оценкам, цена за тонну будет ниже на 6–8 тысяч рублей. Ещё более выгодным, особенно для западной части России, станет импорт из Белоруссии, когда местные НПЗ получат российскую нефть без пошлин. В этих условиях Белоруссия непременно воспользуется ситуацией.
Таким образом, российские НПЗ получили бы двойной удар: падение спроса и потерю доли рынка. Основной проблемой отечественного рынка в прошлом являлся дефицит топлива, возникавший из-за ориентации игроков на экспорт. В последние годы в стране удалось создать подходящие условия для комфортной жизни НПЗ и практически решить проблему нехватки бензина. Так что, считает Геннадий Николаев, было бы странно, если бы правительство не предпринимало действий по защите нефтяников.
Сколько будет стоить бензин
— Демпфирующий механизм продолжит обеспечивать стабильность цен на бензин: когда внутренние цены выше внешних, нефтяники перечисляют в бюджет часть доходов, — пояснил Геннадий Николаев. — Примерный объём данных отчислений в современных условиях может превысить 40 млрд рублей. Розничные цены продолжат находиться вблизи 46,2–46,3 за АИ-95 и 42,3–42,4 за АИ-92.
По словам Ивана Капустянского, в целом цены на топливо в России и дальше будут управляться в полуручном режиме, поэтому всплески на процент-два по аналогии ноября 2019 года возможны. Однако на это будет реагировать правительство и корректировать ситуацию. По мнению аналитика, на данный момент острая ситуация почти пройдена. Нефть временно стабилизировалась.
Фото © ТАСС / Сергей Бобылев
— Однако о среднесрочной стабилизации цен на нефть, а соответственно, и на топливо можно говорить после того, как будет заключена новая сделка в рамках ОПЕК+, — говорит Иван Капустянский. — На данный момент запланированные на 6 апреля переговоры в формате ОПЕК+ не состоялись. Они были перенесены на 9 апреля, однако эта дата тоже может быть не окончательной.
Аналитик отмечает, что, если предварительные договорённости не будут достигнуты, дату снова перенесут. На этом фоне ожидается дальнейшая консолидация вблизи уровня 33 долларов за баррель марки Brent. Дальнейшая динамика будет зависеть уже от соглашения ОПЕК+.
— Рынок нефтепродуктов сейчас несёт немало парадоксов, — отметил главный аналитик "Телетрейда" Марк Гойхман. Сейчас — при дешёвой нефти — производители должны выплачивать по демпферу более высокие отчисления в бюджет с цены бензина. Это не даёт возможности её снизить, несмотря на падение спроса. В результате реальной может стать парадоксальная ситуация. Топливо у соседей, например в Восточной Европе, в Белоруссии, дешевле, чем в России. Хотя это в основном продукт переработки именно российской нефти, поставляемой на экспорт по низким теперь ценам. Но ввоз бензина из-за рубежа и продажа "по дешёвке" на российских заправках в ущерб нашим НПЗ — явный нонсенс.
По мнению Марка Гойхмана, запрет на импорт бензина защитит рынок, но для потребителя будет означать сохранение повышенных цен на АЗС. Они, вероятно, будут следовать за общей инфляцией или несколько обгонять её. Учитывая, что инфляция будет выше ожидаемой в начале года, то и темп роста цен на бензин может быть несколько выше, чем планировалось. Марк Гойхман считает, что в таком случае вероятно подорожание бензина на 5–10% в течение года.