Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
10 апреля 2020, 11:21
22089

20 лет на прорыв

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Для человека двадцать лет — это большая часть взрослой жизни. Но для индустрии, для отдельной отрасли экономики, особенно такой ресурсоёмкой, как металлургическая, это лишь этап в истории. Ведь заводы строятся годами, а работают десятилетиями.

1994 год. Олег Дерипаска на Саяногорском алюминиевом заводе. Фото © Пресс-служба САЗа

1994 год. Олег Дерипаска на Саяногорском алюминиевом заводе. Фото © Пресс-служба САЗа

Датой рождения отечественной алюминиевой промышленности считается 14 мая 1932 года, когда на Волховском заводе была получена первая партия металла. Однако алюминиевая отрасль в том виде, в котором она существует сейчас в России, родилась ровно двадцать лет назад. Именно тогда, в 2000 году, Олег Дерипаска, объединив активы компаний "Сибирского алюминия" и Millhouse Capital, создал "Русал".

В то время в состав "Русала" входили алюминиевые заводы в Братске, Красноярске, Саяногорске и Николаеве. В дальнейшем компания начала активную экспансию за рубеж. Под управление компании переходят фольгопрокатный завод в Армении, боксито-глинозёмные комплексы в Гвинее и на Ямайке. В 2006 году "Русал" открывает первый в истории современной России алюминиевый завод — Хакасский алюминиевый завод. К 2007 году Олег Дерипаска заканчивает объединение активов "Русала", СУАЛа и Glencore. Так в стране появилась чуть ли не первая вертикально интегрированная компания с полным производственным циклом.

Запуск первой линии производства алюминиевых профилей компании "Современные фасадные системы" в Симферополе. Фото © ТАСС / Сергей Мальгавко

Запуск первой линии производства алюминиевых профилей компании "Современные фасадные системы" в Симферополе. Фото © ТАСС / Сергей Мальгавко

Кандидат технических наук, специалист в области металловедения алюминиевых сплавов, директор по развитию бизнеса и новых технологий компании "Арконик Россия" Александр Дриц так оценивает проделанную за 20 лет работу:

Были модернизированы заводы по выпуску первичного металла, на производстве внедрили новые технологии, обеспечивающие его качество, увеличили производительность. Сегодня большая часть продукции, выпускаемой "Русалом", — это продукция с высокой добавленной стоимостью, слитки различных сплавов, заготовка для проволоки и так далее. Эти и другие улучшения, безусловно, отразились и на росте объёмов производства алюминия в России.

Создать новое

Сегодня "Русал" — неотъемлемая часть мировой экономики. Российский алюминий повсюду — в смартфонах, космических аппаратах, автомобилях, мостах, небоскрёбах.

Мы не просто производим металл — мы создаём новейшие технологии, благодаря которым постоянно расширяются сферы применения алюминия, — говорит генеральный директор компании Евгений Никитин.

Для усиления своих позиций компания не только осуществляет масштабную модернизацию производства и внедряет экологические технологии, но и выпускает продукцию, отвечающую новым тенденциям.

Стадион "Волгоград-арена" для проведения матчей чемпионата мира по футболу. Фермы и другие навесные конструкции стадионов производят из алюминия. Фото © ТАСС / Дмитрий Рогулин

Стадион "Волгоград-арена" для проведения матчей чемпионата мира по футболу. Фермы и другие навесные конструкции стадионов производят из алюминия. Фото © ТАСС / Дмитрий Рогулин

Так, сегодня мировые автомобильные и IT-производители стремятся минимизировать воздействие на окружающую среду за счёт использования экологичных материалов. И "Русал" представил "низкоуглеродный" алюминий Allow. Благодаря использованию энергии сибирских ГЭС объём выбросов парниковых газов при производстве крылатого металла под этим брендом в разы ниже, чем при производстве алюминия с использованием угольной генерации. Таким образом, те же автоконцерны, используя этот Allow, смогут снизить "углеродный след" на всех этапах производственной цепочки автомобиля.

Это уникальный продукт, отвечающий требованиям новой — низкоуглеродной — экономики. Все эти достижения — результат работы десятков тысяч людей, которые трудятся на предприятиях, в исследовательских центрах и подразделениях "Русала", — говорит Евгений Никитин.

Мы видим, что "крылатый металл" всё больше проникает в нашу жизнь. Алюминиевые сплавы всё шире захватывают ниши, в которых традиционно использовались сталь, медь, дерево, — производство мостов, кабельной продукции, окон.

Эксперты уверены, что алюминий ещё не скоро утратит свой статус "металла будущего". Потенциал алюминия спустя почти два столетия после его открытия всё ещё продолжает раскрываться в новых сферах.

Новая детская площадка на Поклонной горе. Лёгкий и прочный алюминий повсеместно используется в строительстве, в том числе для оборудования детских городков. Фото © Агентство городских новостей "Москва"

Новая детская площадка на Поклонной горе. Лёгкий и прочный алюминий повсеместно используется в строительстве, в том числе для оборудования детских городков. Фото © Агентство городских новостей "Москва"

Наиболее перспективные направления его применения — строительство, морское судоходство, пищевая промышленность. Особенный интерес алюминий представляет для космической и газовой отраслей. Например, газовикам алюминий требуется для того, чтобы в условиях Крайнего Севера можно было безопасно пользоваться энергоносителями, — отмечает директор Института цветных металлов и материаловедения СФУ Владимир Баранов.

Увидеть будущее

Несмотря на активную международную экспансию, Россия остаётся для "Русала" приоритетным рынком. Крупнейший производитель алюминия в стране, естественно, максимально заинтересован в развитии внутреннего рынка. Для этого "Русал" активно сотрудничает с российской Алюминиевой ассоциацией, которая объединяет более ста производителей и разработчиков продукции из алюминия. Результаты этой совместной работы уже видны: в России появляются первые мосты из алюминиевых сплавов, внедряется алюминиевая проводка, совместно с государственными структурами разрабатываются и утверждаются новые стандарты производства продукции из современных алюминиевых сплавов, набирают обороты аддитивные технологии, 3D-печать.

Безусловно, нынешняя ситуация внесла свои поправки в развитие отрасли. Алюминиевая промышленность в полной мере ощутила экономическое влияние коронавируса. Падает цена на металл. Сократились объёмы строительства и производства автомобилей — главных драйверов роста потребления крылатого металла.

Современный автомобиль может содержать до 150 кг алюминия. В том числе популярность набирают литые алюминиевые колёсные диски. Фото © Shutterstock

Современный автомобиль может содержать до 150 кг алюминия. В том числе популярность набирают литые алюминиевые колёсные диски. Фото © Shutterstock

Однако, несмотря на новые вызовы, отрасль оправится и от этого кризиса. Ведь алюминий незаменим в промышленности. Его потребление в оценке "килограмм на душу населения" признаётся экономистами одним из наглядных показателей сильной и развитой экономики.

Как отмечает директор научно-технологического центра "Лёгкие металлы", член-корреспондент РАТН Пётр Поляков:

У любого государства всегда есть стратегический запас алюминия. Этот металл применяется в таком количестве областей промышленности, что, если его по каким-то причинам вдруг не будет, промышленность просто встанет. Его нельзя полностью заместить.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar