Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Мир во всём мире. Коронавирус может убить весь американский флот

22344

Коллаж © LIFE. Фото © 12 / Universal Images Group via Getty Images, © Shutterstock

Post cover

История с заражением командира авианосца "Теодор Рузвельт" и сотни моряков получила продолжение. Сразу несколько кораблей из состава флота США и несколько авианосцев НАТО могут быть "парализованы" из-за эпидемии коронавирусной инфекции.

Нарушение пищеварения

Сам по себе боевой корабль — это сложный, трудноуправляемый и тонкий в своей настройке организм, заставить работать который и выполнять отданные приказы — нетривиальная задача. На боевых кораблях и раньше случались вспышки инфекционных заболеваний. Например, авианосцы ВМС США времён Второй мировой были далеки от антибактериальных норм, и внутри время от времени случались вспышки тяжёлых, но несмертельных инфекций. Время шло, защита от патогенов совершенствовалась, и казалось, что нарушить "пищеварение" корабля и его нормальное функционирование может только хорошая крылатая ракета.

Стратеги холодной войны наверняка и не думали, что "коронавирусная зараза" может оказаться страшнее тифа или туберкулёза, когда будет занесена на корабль. Авианосец "Теодор Рузвельт" и весь его экипаж, включая капитана Бретта Крозье (которого, кстати, сняли с командования уже больным и якобы за разглашение масштабов заражения), стали первой жертвой нового коронавируса, но, как оказалось, не единственной. Вообще, боевой корабль (каким бы он ни был) — это идеальная среда для распространения коронавируса, который на первых порах протекает бессимптомно. Высокая концентрация экипажа как на боевых постах, так и за их пределами, редкие выходы на берег в экзотических странах, где можно "обновить штамм" заболевания, — и дело в шляпе.

Фото © US NAVY / MC1 Julio Rivera / HANDOUT / Anadolu Agency via Getty Images

Не "Рузвельтом" единым

Все эти условия позволили вывести авианосец "Теодор Рузвельт" из строя всего за несколько дней. В данный момент с корабля на военно-морской базе острова Гуам снято почти три тысячи человек. CoViD-положительных под 400 человек, и их количество растёт. Ещё через неделю-полторы, когда пройдёт инкубационный период, заболеть могут все члены экипажа. С момента эвакуации "первой сотни" членов экипажа авианосец официально записали как "временно небоеспособный", а теоретики и военные стратеги, которым положено думать, как действовать в таких случаях, стали рассуждать о будущем американского флота и его дальнейшей боевой работе.

Тут нужно сразу сказать, что ВМС США располагают десятью кораблями типа "Нимиц" и ещё одним авианосцем типа "Джеральд Форд" — новейшим кораблём в составе авианесущего флота. Как минимум на трёх авианосцах уже есть заражённые коронавирусом. В списке "поставленных на прикол" уже значатся авианосец "Рональд Рейган" (порт приписки — Сан-Диего, Калифорния) и ещё один авианесущий корабль типа "Нимиц" ВМС США — "Карл Винсон" (порт приписки — Китсап-Бангор, Вашингтон). Под подозрением находится ещё несколько кораблей. В их числе авианосец "Дуайт Эйзенхауэр" (порт приписки — Норфолк), "Авраам Линкольн" (порт приписки — Сан-Диего) и "Джордж Буш" (порт приписки — Норфолк).

Из одиннадцати авианосцев пять уже находятся в состоянии, близком к анабиозу. Любая военная активность, связанная с этими кораблями, прекращена. Сами корабли либо находятся в порту под охраной, либо на военно-морских базах США за пределами страны и тоже закрыты на карантин. Под медицинским наблюдением находится 30 тысяч членов экипажа, и текущая ситуация — беспрецедентна для американских ВМС. Особенность коронавируса применительно к ВМС ещё и в том, что помимо авианосцев вирус бушует и на "большой земле". Оттуда, кстати (по не подтверждённой пока информации) CoViD-19 мог попасть и на борт одной из подводных лодок типа "Огайо". На борту этих субмарин находятся баллистические ракеты с ядерным зарядом "Трайдент-2".

Фото © South Korean Defense Ministry via Getty Images

Бывший военврач советской многоцелевой АПЛ К-525 "Архангельск" Анатолий Сермяков пояснил, что в обоих случаях (и для авианосца, и для подводной лодки) комплектуется по два экипажа, поэтому о фактическом выходе из строя целого корабля речи не идёт.

Но есть тонкости. Мы же говорим не про отравление котлетами, правильно? А про инфекцию, которая достаточно, насколько я могу судить, агрессивна и сохраняется на многих поверхностях. Так вот, дезинфекцию в привычном понимании этого слова на кораблях типа "Нимиц" или "Огайо" провести невозможно. Каждую поверхность не протереть, поэтому туда нагнетается специальный реагент, который по своему состоянию больше напоминает плотный газ, а по виду туман, и на несколько часов, а то и дней помещение герметизируется. И цикл дезинфекции повторяется несколько раз для верности

Анатолий Сермяков

Судовой врач АПЛ К-525 "Архангельск"

По словам Сермякова, особенность коронавируса может состоять в том, что при недобросовестной обработке корабля (а речь идёт об огромных пространствах) вирусом и пневмонией могут заразиться как основной, так и дублирующий экипажи. И хотя вероятность такого развития событий стремится к нулю, на базах с ядерным оружием в США уже появилась инструкция, строго запрещающая сообщать о заражении личного состава коронавирусом "в целях национальной безопасности".

Выход из строя одного ракетоносца "Огайо" — это чрезвычайная ситуация. Считайте, что лодку уничтожили. Разбирательство настолько будет серьёзным, что головы полетят. Но проблема в том и состоит — условно лодку продезинфицируют, отмоют, проверят. Первый экипаж даже на карантин могут посадить. Но нет никакой гарантии в том, что второй экипаж не заболеет. А если люди начнут "валиться" во время боевого дежурства, то их даже негде будет толком изолировать — медсанчасть на крупных кораблях у американцев, да и у нас, в общем-то, тоже, на такие ситуации не рассчитана. Экстренные операции, лечение какое-то, но не карантин, там нет изолятора на сто человек

Анатолий Сермяков

Судовой врач АПЛ К-525 "Архангельск"

Гипотетическая возможность

Плохой сценарий эпидемиологической обстановки в американских ВМС делится на несколько пунктов, и по выполнению отдельных из них будет понятно, насколько скверная ситуация складывается вокруг инструмента для проекции силы в любом регионе мира.

• 1-й этап — карантинные меры и экстренная остановка международных учений (пройден).

• 2-й этап — мероприятия по дезактивации объектов повышенного риска: баз и кораблей – носителей ядерного оружия (пройден).

• 3-й этап — приостановка набора нового экипажа и сохранение контрактов для наиболее опытных членов экипажа (пройден).

• 4-й этап — приостановка боевого круглосуточного дежурства и плановых выходов кораблей в море (обсуждается).

Как можно видеть, до ручки американский флот ещё не дошёл, однако активность американских кораблей в зонах ответственности стала сильно меньше.

Фото © US NAVY / Staff Sgt. Jordan E. Gilbert / HANDOUT / Anadolu Agency via Getty Images

Поражены коронавирусом и моряки стран НАТО. К примеру, в экипаже французского авианосца "Шарль де Голль", который экстренно возвращается в порт приписки Тулон, уже зафиксировано 50 случаев заражения CoViD-19. Ряд зарубежных источников сообщает, что в портах приписки взяты под усиленную охрану британские авианосцы "Куин Элизабет" и "Принс оф Уэльс" — два новейших корабля одного проекта. Если экипажи этих кораблей тоже станут жертвами коронавируса, то, по сути, весь флот НАТО окажется в режиме изоляции на какое-то время.

Правда, мнения среди подводников относительно того, какие последствия ждут ВМС США, разделились. Капитан 3-го ранга, командир дивизиона живучести подводного крейсера ТК-20 "Северсталь", писатель Эдуард Овечкин отмечает, что критических последствий для ВМС Соединённых Штатов ждать не следует.

У подводников нет большой проблемы в том, чтобы нести службу в режиме карантина. Главное здесь, как и с инфекцией в целом, — вовремя изолировать больных и провести мероприятия по дезинфекции помещений

Эдуард Овечкин

Капитан 3-го ранга, командир дивизиона живучести ТК-20 "Северсталь"

Однако стоит помнить, что экипаж подводной лодки и авианосца — это не повара в школьной столовой, которых при необходимости можно быстро поменять на других. Такие специалисты на флоте — буквально штучный товар, и, прежде чем допустить их на боевую службу, каждого нужно несколько лет учить и тренировать. Если случится так, что сразу оба экипажа, скомплектованных под авианосец и подводную лодку, будут поражены коронавирусом (в США сейчас почти 500 тысяч заражённых, и безопасного места в стране нет), то подводные лодки и авианесущие корабли встанут на прикол.

Сколько могут продлиться вынужденные каникулы — сказать сложно. Однако на это время можно будет забыть о присутствии американских военных у границы России в Чёрном море, в зоне проведения войсковых операций рядом с Сирией, а также будет снижено их присутствие в других регионах мира, например в Южно-Китайском море или у Тихоокеанского побережья России, куда американские подводники любили "кататься" после развала СССР. Как отмечают бывшие подводники, сам факт такого снижения активности говорит и о том, что риск ввязаться в спорные инциденты на море тоже будет ниже. Однако сразу после того, как эпидемия пройдёт, активность может восстановиться до прежнего уровня.

Выбор редакции

Loading...